В работе дискуссионных площадок, в формате платформы ZOOM приняли активное участие руководители, педагоги ДОО, учителя и заместители директоров начальной школы, научные работники БГУ, ГАУ ДПО РБ «БРИОП», специалисты МОиН РБ, родительская общественность. Всего в работе площадок приняли участие 600 человек.
Площадка 1. Модератор Карпова Р.И. «ФГОС дошкольного образования: позитивные изменения и трудности реализации». В контексте программы региональной дискуссионной площадки руководители и педагоги ДОО говорили о том, что ФГОС ДО впервые предъявляет требования к результатам освоения ООП ДОО, результатам обеспечения целевых ориентиров дошкольного детства, создании условий для комфортного пребывания ребенка в детском саду. В ДОО РБ (МАДОУ №173 «Росинка» г. Улан-Удэ) создана и создается авторская средовая модель «модульной технологии», заключающаяся в том, что с помощью дополнительных деталей, изготовленных детьми, с участием педагогов и родителей, модуль трансформируется в пещеры древних людей, в океанарий, в юрту, избу или терем, космическую станцию, в соответствии с ситуацией и темой дня. Таким образом идет глубокое погружение детей в игровую ситуацию или событие дня. В модульном пространстве переплетаются все виды детской деятельности: продуктивная, исследовательская, конструктивная, познавательная, коммуникативная, дизайнерская, художественная, оформительская, коллективная, индивидуальная и групповая. Модули успешно решают проблему дефицита пространства в групповых комнатах, трансформируясь в различную мебель или игровое оборудование. Эффективно решается проблема повышения психолого-педагогических компетенций родителей, оказания им консультативных, методических услуг через создание Консультационного Центра в рамках нацпроекта «Образование» (МАДОУ ЦРР №13 г. Гусиноозерск Селенгинского района). Консультативные услуги оказываются различным категориям родителей, имеющим детей (многодетные, неполные семьи, семьи, имеющие детей с ОВЗ, инвалидностью и т.д.). Управленческие решения, в части обеспечения качества содержания дошкольного образования, позволяющие внедрять и реализовывать современные технологии социализации дошкольников, поддерживать детскую инициативу, создавать «провокации» в среде, направленные на возникновение интереса, мотивацию ребенка к познанию, общению, самостоятельной деятельности способствуют реализации ФГОС ДО (МАДОУ ЦЦР «Строитель» №91 г. Улан-Удэ, МБДОУ «Полянка» с. Бичура, Бичурского района).
На дискуссионной площадке были также высказаны суждения, что педагогические работники ДОО все же испытывают определенные трудности в реализации основных принципов и задач стандарта: переход от предметного принципа построения образовательного процесса к событийному, проектному методу, организации образовательного процесса с учетом современных технологий, формирования субъектной позиции ребенка в среде сверстников. Необходимо в дальнейшем определить критерии современной развивающей предметно-пространственной среды в контексте ФГОС ДО, критерии организации образовательного процесса с учетом специфики дошкольного возраста. Также требуется четкое определение некоторых понятий в содержании стандарта, доступных восприятию начинающих педагогов и педагогов, имеющих длительный стаж работы и некие стереотипы в практической деятельности (глоссарий ФГОС ДО).
Площадка 2. Модератор Гармаева Т.В. «Дети в возрасте до трех лет: современные тенденции развития детей в раннем возрасте». На дискуссионной площадке были активно обсуждены вопросы воспитания и развития детей раннего возраста по направлениям «Возрастно-психологические особенности развития детей в период раннего детства», «Опыт реализации комплексной образовательной программы «Теремок» для детей раннего возраста», «Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста на примере ООП ДО «Детский сад 2100», «Раннее детство: опыт сценарного развития оздоровительной работы», «Эмоциональное развитие детей раннего возраста в специализированном психоневрологическом доме ребёнка «Аистенок», «Психологический портрет педагога детей раннего возраста». Тематика докладов и вопросов отражала проблематику раннего возраста, условий и факторов обучающего, воспитательного и развивающего воздействия, вопросы адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОО, оказания психолого-педагогической помощи детям и родителям. Отдельную дискуссию у участников вызвало обсуждение проекта «Вместе с мамой», реализующегося в МАДОУ №51 г. Улан-Удэ, включения мамы в образовательный процесс с ребенком в детском саду на длительное время в режиме дня. Работа по художественно-эстетическому развитию детей вызвала вопросы, связанные с используемыми технологиями и материалами для активизации познавательного интереса детей. Также прозвучал вопрос об использовании изобразительной деятельности в оказание помощи малышам в канализации негативных переживаний, достижения психологического комфорта и благополучия, возможности для самовыражения в практике деятельности МБДОУ «Золушка» №110, г. Улан-Удэ. Речь шла и о творческих проявлениях малышей, о необходимости актуализации творческих проявлений, используемых дидактических приемах. У педагога должен быть всегда в запасе свой «мешочек чудес» для ребенка. Также обсуждались вопросы необходимости современного дизайна помещений для малышей. Был актуален ряд вопросов, касающихся эмоционального развития и психоэмоционального комфорта малышей в Доме ребенка. Проблема компенсации близкого человека возможна при создании условий по принципу «как дома». Необходимо ли педагогу, работающему с такими детьми, медицинские образование? У участников дискуссионной площадки совпало общее мнение о том, что необходимы специальные, углубленные курсы повышения квалификации с учетом специфики раннего возраста. Тем самым на дискуссионной площадке были активно рассмотрены вопросы о пересмотре проектов зданий детских садов, высказано мнение относительно продолжительности работы педагога групп раннего возраста, вопрос необходимого личностного и профессионального роста, создания для этого условий (курсы повышения квалификации по тематике и т.д.).
Площадка 3. Модератор Минжурова Е.Б. «Инклюзивное дошкольное образование: в документах и в реальности».
На дискуссионной площадке шел активный разговор о проблемах и перспективах регионального инклюзивного образования. Участники отметили, что с каждым годом увеличивается количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Дошкольные образовательные организации испытывают определенные трудности в решении вопросов психолого-педагогического сопровождения, тьюторства, оснащения дидактическими и техническими средствами обучения, негативного отношения к детям с особенностями в развитии в общеобразовательной группе. Было также отмечено, что на базе ДОО открываются Консультационные центры для работы с родителями, имеющих детей данной категории, как результат участия педагогических коллективов в различных конкурсах регионального и федерального уровней. Был представлен опыт работы МБДОУ №16 «Родничок» г. Улан-Удэ, успешно реализующего коррекционную работу с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ, в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) на базе созданного Консультационного Центра. Также участники говорили о специфике работы, создании доступной среды, использовании методов визуализации, АВА-терапии, пиктограмм, смарт-карточек и др. Успешным решением проблемы, по мнению участников может стать создание кружка или факультатива с использованием арт-терапевтических техник для детей со сложными речевыми дефектами. Уместно использовать в работе с детьми методы сказкотерпии, пескотерапии, рисуночной и пластилиновой терапии. Определенную трудность у педагогов вызывает разработка индивидуальной образовательной программы, адаптированной коррекционной программы учреждения, для реализации, которой необходимы такие технологии, как ТЕАССН технология, АВА терапия и т.д. Необходимы адресные курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, так как наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров - узких специалистов, специальных педагогов в ДОО, нужны штатные единицы логопедов, дефектологов, ведь, по сути, вся работа строится на энтузиазме педагогов, зачастую не подкрепленной материальным стимулированием. Было предложено пересмотреть нормативные документы по оплате труда специалистам и педагогам, работающим и создающим инклюзивное образовательное пространство. В Консультационном Центре данной организации разработано и опубликовано учебно-методическое пособие «Современные методы и формы работы с детьми с особыми потребностями в ДОУ» (автор Чердонова В.А.), которое может стать профессиональным подспорьем для коллег, работающим с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
Площадка 4. Модератор Лопсонова З.Б. «Воспитатель будущего: ключевые компетенции и личностные качества». Участники дискуссионной площадки, особое внимание сконцентрировали на самом важном ресурсе системы образования — личности педагога и его «компетенции будущего». Участники подробно рассмотрели вопросы формирования и развития профессиональных компетенций, необходимых в педагогической деятельности воспитателя будущего: «Профессиональный рост педагога в условиях стандартизации педагогического образования», «Детский сад как площадка развития компетенций воспитателя по стандартам WorldSкills», «Педагогическое сообщество как форма повышения профессиональной компетентности педагога дошкольного образования», «Инновации как фактор развития компетенций педагога ДОУ», «Опыт проектирования образовательного процесса ДОО по центрам активности как форма повышения профессиональной компетентности педагога». Популярность данной проблемы порождает ряд вопросов: какие компетенции необходимы для разработки новых моделей организации образовательного процесса? Каковы условия и пути вхождения в профессию в вузе и колледже? Каким образом реализовывать стандарты WorldSkills в подготовке молодых педагогов? По каким темам не хватает обучения/повышения квалификации в сфере дошкольного образования? Сложности в работе, с которыми сталкиваются воспитатели сегодня? Как воспитателю создавать условия для развития детской игры? Докладчики представили опыт практической деятельности по организации форм повышения профессиональной компетенции педагогов, таких как создание педагогического сообщества воспитателей (МБДОУ «Росинка» с. Курумкан), поделились практическими наработками развития проектной культуры воспитателей, подходами развития новых компетенций воспитателя (МБДОУ №72 «Аленушка» г. Улан-Удэ). Постарались подробно и содержательно ответить на вопросы аудитории. Был высказан ряд предложений по созданию сетевого взаимодействия ДОО, педколледжа, пединститута, БРИОП по вопросам организации качественной подготовки воспитателей, взаимодействию по развитию форм наставничества над молодыми начинающими педагогами, по созданию педагогического сообщества районов, города Улан-Удэ для решения актуальных проблем профессионального роста педагогов. При подведении итогов работы региональной дискуссионной площадки было отмечено: для качественного формирования компетентности будущего педагога дошкольного образования необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования, и повышения квалификации воспитателя. Воспитатель будущего должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по направлениям: образовательной, методической, социально-педагогической, иметь гибкое мышление, проектировать образовательный процесс с учетом современных вызовов, смыслов и ценностей, обеспечивать качество дошкольного образования.
Площадка 5. Модератор Зандынова Л.Б. «Детский сад в цифровую эпоху: позитивные и негативные стороны развития».
Участники площадки констатировали факты действительности, что с каждым годом цифровые технологии становятся все доступнее и все совершеннее, наполняя собой нашу жизнь. Дети включаются в цифровой мир почти с рождения. Система образования может стать основой цифровых изменений жизни человека, но для этого она должна отвечать вызовам времени, в контексте современных цифровых решений и технологий. Именно этой актуальной теме и была посвящена региональная дискуссионная площадка. На ней обсуждались вопросы, изменения содержания дошкольного образования в цифровую эпоху, использования цифровых технологий и ресурсов в непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности дошкольника (МБДОУ №84/2 «Снегурочка», МБДОУ № 88 "Ладушки" г. Улан-Удэ).
Докладчики говорили о месте педагога в цифровом мире, использования как традиционных так и инновационных форм работы ДОО, которые позволяют решать актуальные задачи дошкольного образования, но при этом должно быть разумное и эффективное их сочетание в организации образовательного процесса. При актуальной цифровизации образовательной среды и всей работы ДОО весьма важно сохранить сенсорное развитие ребенка как первую чувственную ступень познания окружающего мира и формирования мышления. Выступления педагогов-практиков были посвящены апробации различных технологий работы в условиях детского сада: интерактивное образовательное пространство в ДОО, использование электронного образовательного ресурса, создания мульт-студий, электронных дидактических игр и т.д. ( МБДОУ №104 «Зорька», МБДОУ №35 "Алые паруса", МАДОУ №51, МБОУ 58 «Золушка г. Улан-Удэ, МБДОУ № 3 «Колосок» с. Петропавловка Джидинского района и др.).
Основные проблемы и перспективы, прозвучавшие в выступлениях были следующие: новое информационно-цифровое пространство детского сада требует новых квалификационных характеристик от педагогов ДОО, повышения их квалификации; необходимо сохранить лучшие традиции, свойственные для дошкольного образования в нашей стране, избегая перекосов, использовать новое, позитивное, цифровое в детском саду, как в отношении детей, так и в отношении педагогов и родителей; одобрить творческий поиск педагогов детских садов г. Улан-Удэ, муниципальных образований РБ, связанный с использованием информационных и цифровых технологий в пространстве детского сада, при этом, организовать дискуссионные площадки, на которых можно открыто обсуждать влияние цифровизации на различные аспекты здоровья современных детей.
Площадка 6. Модератор Содномов С.Ц. «Готовность ребенка к школе: позиции детей, родителей, воспитателей и учителей начальной школы».
На данной площадке участниками были обозначены актуальные проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования как ресурса обеспечения качества образования и сквозных образовательных результатов. Обсуждались проблемы развития инициативности и самостоятельности ребенка в различных сферах деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО и начальной школы, особенностей подготовки дошкольников к обучению в школе в процессе реализации игровых технологий интеллектуально-творческого развития детей. Педагоги МБДОУ «Детский сад №58 «Золушка» г. Улан-Удэ поделилась опытом работы по реализации комплексной программы «Развитие» Л.А. Венгера, отметив, что ребёнок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, поэтому первоочередной задачей является, всестороннее развитие ребёнка в ходе непосредственно образовательной деятельности. Учителя начальной школы сошлись во мнении, что программа детского сада зачастую дублирует программу первого класса, и воспитатели учат детей читать и писать. В ходе дискуссии пришли к выводу, что на сегодняшний день нет четких представлений по программному содержанию готовности ребенка к школе, так как у каждой школы свои требования, а у детских садов множество комплексных и вариативных программ. Педагоги МБДОУ №89 «Журавлёнок» г. Улан-Удэ высказали мнение, что для обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования необходимы единые содержательные требования, приведя пример МБДОУ № 110 «Золушка» г. Улан-Удэ, реализующих программу «Детский сад 2100» образовательной системы «Школа 2100», где предусмотрено создание целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. Были озвучены проблемы воспитателей и учителей в отсутствии преемственности в содержательном аспекте.
Выступающие подчеркнули, что именно ориентация современного ребёнка на смыслы и ценности должны стать ключевой идеей дошкольного образования, поскольку содержание дошкольного образования определяется индивидуальными способностями и возможностями детей. Педагоги МБДОУ № 110 «Золушка» г. Улан-Удэ отметили, что, в готовой, печатной продукции не звучит «голос ребёнка». То, что дети делают самостоятельно, несет след их творческой деятельности, личностных особенностей и играет большую роль в формировании эмоционально-волевой сферы ребёнка. Ребята сами придумывают правила, а педагог помогает довести его до остальных детей и становится одним из первых, кто их соблюдает. Дети при такой поддержке понимают актуальность этих правил, необходимость их выполнения. Чтобы правило стало частью жизни детей, они его проживают, проигрывают, зарисовывают, придумывают обозначение или знак, понятный им и окружающим. И обязательно проводят рефлексивный этап, который позволяет сделать выводы, насколько данное правило необходимо и полезно для всех. Педагоги МБДОУ «Берёзка» пгт. Таксимо Муйского района рассказали об опыте работы по организации дополнительной образовательной деятельности, Курс программы дополнительного образования включает в себя интеллектуально - развивающие игры, комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику. Система занятий организована в игровой форме с элементами тренингов, что позволяет снять эмоциональное напряжение при поступлении детей в школу, пройти адаптацию к школе без негативных последствий. Вначале и в конце учебного года проводится мониторинг, которые показывают развитие таких качеств, как организованность, аккуратность, способность к длительному вниманию, сообразительность, способность мыслить логически, активируется воображение, память и моторная ловкость, наблюдается дружелюбие, умение общаться с детьми и взрослыми, положительный настрой на дальнейшее обучение в школе.
Главный вопрос, который волнует всех участников образовательных отношений: готов ли ребенок к школе? Однако готовность родители понимают по-разному. Для одних – это умение ребенка читать, писать и считать; для других – способность сосредоточиться на определенном деле и выполнить его по инструкции; для третьих – большой запас знаний по принципу «все обо всем», для четвертых – умение ребенка быть послушным и выполнять все требования взрослых. Тем самым, уже на входе в школьную жизнь порой предъявляют к детям завышенные требования, забывая о том, что каждый ребенок развивается по-разному. Современные дети перегружены, так как, у родителей бытует мнение, что готовность к школе формируется при посещении Центров раннего развития, Центров скорочтения, подготовки к школе и т.д. При этом не всегда учитываются индивидуальные особенности ребенка, принцип амплификации детского развития.
Учителя начальных классов МАОУ «Лицей №27» г. Улан-Удэ отметили важность и значимость всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, необходимость владения им информационной культурой, что позволит далее успешно адаптироваться в новых жизненных условиях в будущем, представив практический опыт работы по активному внедрению и использованию современных образовательных технологий - цифровых образовательных ресурсов: иллюстративных, познавательных материалов к занятиям; цифровые фотоаппаратуры и программы редактирования фотографий; медиатеки по различным лексическим темам; компьютерные дидактические игры. В образовательной организации создана страница «Дошкольная академия», на которой собран весь методический материал, для родителей дошкольников. По итогам работы дискуссионной площадки принято решение:
1. Необходимы содержательные требования к программам с учётом преемственности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Необходимо активизировать работу с родителями в вопросах готовности ребенка к школе.
3. Для успешности ребенка во взрослой жизни, активно внедрять инновационные образовательные технологии, в том числе и цифровые образовательные ресурсы, так как современные дети обладают новым типом сознания: системно-смысловым.
Региональный координатор Раиса Карпова, ГАУ ДПО РБ «БРИОП»