Лаборатория развития бурятского языка и литературы провела Республиканский научно-методический семинар «Совершенствование содержания этнорегионального филологического образования в условиях реализации ФГОС общего образования: внедрение примерных программ по родному языку и литературе (бурятский/ эвенкийский/сойотский языки)»
25 апреля 2019 года лаборатория развития бурятского языка и литературы провела республиканский научно-методический семинар для учителей бурятского (эвенкийского/сойотского) языка и литературы «Совершенствование содержания этнорегионального филологического образования в условиях реализации ФГОС общего образования: внедрение примерных программ по родному языку и литературе (бурятский/ эвенкийский/сойотский языки)». Семинар проводился с целью обсуждения и выработки общих рекомендаций по реализации этнорегионального филологического образования в контексте внедрения примерных программ по родным языкам и литературе в условиях ФГОС общего образования.
В семинаре приняли участие 54 человека, в том числе учителя бурятского, сойотского, эвенкийского языка и литературы Окинского, Курумканского, Закаменского, Еравнинского, Тункинского, Бичурского, Кяхтинского, Баргузинского, Иволгинского, Бичурского, Иволгинского, Селенгинского, Кабанского районов и г. Улан-Удэ.
В начале работы семинара Балданов Баир, руководитель Республиканского центра по развитию бурятского языка МОиН РБ, рассказал участникам о деятельности Республиканского центра по развитию бурятского языка, созданного при Министерстве образования и науки Республики Бурятия.
Программа работы семинара была построена в соответствии с уровнями образовательных программ в системе общего образования. Первая часть была посвящена обучению бурятскому языку в системе дошкольного образования. Дареева Оксана, к.пед.н., доцент кафедры бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ, подробно осветила вопросы раннего обучения бурятскому языку как второму в ДОУ, а также прокомментировала с методической стороны особенности содержания Примерной программы по бурятскому языку для дошкольников. Бальжурова Людмила, учитель бурятского языка МБДОУ "Детский сад №35 "Алые паруса" г. Улан-Удэ, представила слушателям механизм отбора содержания обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста, а также особенности распределения языкового и речевого материала по годам обучения. Также она, как учитель-практик, рассказала о личном опыте разработки рабочей программы по бурятскому языку как второму в МБДОУ "Детский сад №35 "Алые паруса" г. Улан-Удэ.
Далее на семинаре был представлен этап обучения бурятскому языку в системе начального общего образования, который включает два направления – «Бурятский язык как родной» и «Бурятский язык как второй». Дылыкова Ринчин, к.филол.н., зав. кафедрой бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ выступила с докладом о родном (бурятском) языке начального уровня общего образования как средстве достижения требований к результатам ФГОС начального общего образования. Ванзатова Гэрэлма, учитель бурятского языка МАОУ «СОШ №32 г.Улан-Удэ», поделилась с участниками опытом разработки рабочей программы по бурятскому языку на основе УМК «Амар мэндэ-э! в соответствии с требованиями Примерной программы по бурятскому языку как второму для начального общего образования». Цыжипхенова Арюна Рабадновна, зам. директора по УВР, учитель бурятского языка МАОУ «Бурятская гимназия №29» г. Улан-Удэ, рассказала об опыте введения в школе устного курса обучения бурятскому языку в 1 классе.
Внедрению примерных по бурятскому языку и литературе на ступени основного и среднего общего образования были посвящены доклады Цырендоржиевой Баирмы, к.ф.н., зав. лабораторией развития бурятского языка и литературы ГАУ ДПО РБ «БРИОП», доцента кафедры бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ «Обновление содержания языкового образования на ступени ООО: реализация коммуникативно-ориентированного подхода в содержании Примерной программы по бурятскому языку (как родному, углубленный уровень)»; Бадмаевой Ольги, к.пед.н., доцента, ст. методиста Центра сохранения и развития бурятского языка ВИ БГУ «Разработка Примерных программ по бурятской литературе в условиях реализации ФГОС ООО и СОО»; Цыденовой Ханды, ст. преп. лаборатории развития бурятского языка и литературы ГАУ ДПО РБ «БРИОП» «Культурологический подход в обучении бурятской литературе на ступени ООО».
Также в ходе научно-методического семинара прошло активное обсуждение вопросов нормативно-правового обеспечения преподавания родного бурятского (эвенкийского/сойотского) языков. Так, вниманию участников был представлен доклад Гунжитовой Гарма-Ханды, к.полит.н., 1-й заместителя директора, зав. отделением бурятоведения ВИ БУ о нормативно-правовом обеспечении преподавания языков народов РФ в системе общего образования, в котором был проведен подробный анализ федерального и регионального законодательства в сфере преподавания родных языков. Кроме того Цырендоржиева Баирма, к.ф.н., зав. лабораторией развития бурятского языка и литературы ГАУ ДПО РБ «БРИОП», доцент кафедры бурятского языка и методики преподавания ВИ БГУ выступила с докладом об организации преподавания бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия, бурятского языка (и литературы) как родного, русского языка (и литературы) как родного в общеобразовательных организациях Республики Бурятия.
В завершении семинара участники обменялись мнениями по вопросам преподавания родного языка и литературы, бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия с учетом действующего федерального и регионального законодательства. Также были обсуждены вопросы проведения республиканского конкурса рабочих программ по бурятскому языку и литературе, который пройдет с апреля по сентябрь 2019 года.
В целом необходимо отметить, что проведенный семинар выполнил поставленные задачи, в ходе мероприятия участникам от лица разработчиков были представлены методические рекомендации по внедрению примерных программ по бурятскому языку и литературе для ДОО, НОО, ООО, СОО программ, а также обсуждены наиболее актуальные вопросы преподавания родных языков в системе общего образования в современных условиях.