05 июня с.г. состоялось открытое лекционное занятие старшего преподавателя лаборатории развития бурятского языка и литературы кафедры гуманитарных дисциплин Ханды Цыденовой. На занятии присутствовали члены конкурсной комиссии: Нина Павлуцкая, проректор по научно-инновационной деятельности, Дандар Доржиев, председатель конкурсной комиссии, Сономбал Содномов, и.о. зав. кафедры педагогики и психологии детства, Любовь Халудорова, зав. кафедры гуманитарных дисциплин, Баирма Цырендоржиева, зав. лабораторией развития бурятского языка и литературы, а также Ирина Цыренова, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и другие.
Лекция была посвящена педагогическому потенциалу бурятской дидактической литературы. Для раскрытия темы занятия преподавателем был разработан фильм-презентация о зарубежных и российских монголоведах, в том числе, о бурятских исследователях, занимавшихся изучением бурятской дидактической литературы. В фильме были представлены архивные фотоматериалы известных бурятских просветителей, ксилографических изданий дацанских книг, архитектурных работ известных буддийских священнослужителей-лам: скульпторов, ученых, создателей произведений, внесших значительный вклад в развитие бурятской дидактической литературы, буддийской культуры. Просмотр фильма-презентации был направлен на то, чтобы сформировать у слушателей более глубокое представление и понимание о том, что основу современной бурятской литературы составляет богатая книжная духовная культура монголоязычных народов, в том числе бурятская, переводная индийская, тибетская, монгольская литературы.
Во время проведения занятия лектором внимание слушателей было акцентировано на то, что при изучении бурятской дидактической литературы буддийскую философию можно рассматривать как один из аспектов данной литературы. Так, в ходе лекции были затронуты вопросы о восьмеричном пути, о морали, о карме, о перерождениях, а также о совершении благодеяний и грехов.
Анализируя произведения Р. Номтоева «Капля рашияны», Э-Х. Галшиева «Зерцало мудрости», слушатели вместе с лектором пришли к выводу о том, что бурятская дидактическая литература, основанная на сказочных сюжетах, баснях и притчах, была призвана учить людей житейской мудрости, соблюдению принципов и правил светского и религиозного поведения. Лектором было отмечено, что нравственные уроки произведений бурятской дидактической литературы регулировали чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами буддийского мировоззрения и бурятской народной педагогики. Вместе с тем, в ходе лекции было подчеркнуто, что важным является понимание того, что дидактическая литература регламентировала поведение человека, прежде всего, в рамках земной жизни.
В заключение лекции, при подведении итогов занятия, слушатели пришли к единому мнению, что содержание дидактической литературы богато мировоззренческими идеями и высокими этическими достоинствами, и потому может способствовать формированию целостной духовно-нравственной личности школьника, может быть использовано учителями бурятского языка и литературы для формирования духовно-нравственного облика выпускника современной школы. Кроме того, в пользу необходимости изучения и использования дидактической литературы не только на уроках бурятского языка и литературы, но и в целом в воспитательном процессе, в реализации этнокультурного компонента в системе общего образования, свидетельствует тот факт, что по своей популярности и практической пользе дидактические сочинения являлись и являются ценной составной частью народной педагогики бурят.
Баирма Цырендоржиева, зав. лабораторией развития бурятского языка и литературы.