Образование для устойчивого развития

Сегодня существует много определений о том, что такое устойчивое развитие? Это переводы Sustainable development, предложенные международным сообществом (Международная комиссия по окружающей среде и развитию (Комиссия Брундтланд) в докладе «Наше общее будущее», 1987; Рио-де-Жанейро, 1992; Йоханнесбург, 2002; Вильнюс, 2005):

  •  устойчивое развитие общества и природы;
  •  продолжающееся, самодостаточное развитие;  
  •  допустимое, сбалансированное, гармоничное развитие общества и природы; - самоподдерживающееся развитие;
  •  развитие общества, не истощающее биосферу;  
  •  развитие общества в экологически устойчивой среде (когда природные системы путем саморегуляции поддерживают колебания параметров среды в тех узких пределах, которые совместимы с жизнью человека);
  •  прогнозируемое (не стихийное) развитие общества на основе диалога интересов: а) экономических, социальных и экологических; б) нынешних и будущих поколений; в) разных стран и народов; г) разных культур, конфессий, сообществ.

В докладе «Наше общее будущее» (1987) на Международной комиссии по окружающей среде и развитию сказано, что устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Это определение включает два ключевых понятия: понятие потребностей и понятие возможностей их удовлетворения, которые зависят от культурного развития общества, уровня науки и технологий, общественных отношений, ресурсов окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности. Но это определение не отвечает на вопрос о путях достижения УР и предусматривает многообразие моделей УР.  

Как пишет Е.Н. Дзятковская: «Понятие УР относится к взаимоотношению природы и общества; противоречиям природного и социального; растущих потребностей человека, и природных, экономических, социокультурных возможностей среды их удовлетворения»

Теоретические основания УР

В основе устойчивого развития лежат идеи В.И. Вернадского о превращении человечества в геологическую силу, которая может привести к глобальным изменениям в биосфере и разрушить сами основы жизни человека, если общество не перейдет на новый этап своего развития, управляемый разумом, наукой о законах взаимодействия природы и общества, их сопряженного совместного развития без катастрофических последствий (ноосфера).

В основе устойчивого развития лежат представления Н.Н. Моисеева об обществе как о самоорганизующейся, непрерывно эволюционизирующей системе, в которой регулярно происходит рассогласование духовного и материального миров и о роли экологической культуры в разрешении этого противоречия.

Что такое культура устойчивого развития?

Культура УР, по мнению Н.М. Мамедова, культура управляемого, поддерживаемого, регулируемого развития общества, не разрушающего окружающую природу, обеспечивающего непрерывный общественный прогресс и связанного с принципиально новой культурой отношения человека с природой, модернизация материальных и духовных сфер общества на основе парадигм (индикаторов) устойчивого развития.

Ключевые категории культуры УР – устойчивый образ жизни; устойчивое производство и потребление; глобальное гражданство; мера, свобода и ответственность в поведении; правовая культура; наука и образование, сотрудничество; ценность природного и культурного разнообразия, качества жизни и качества окружающей среды; неогуманизм.

Реальная образовательная практика

Где и как формируется содержание ОУР? Без ответа на этот вопрос все предыдущие останутся открытыми.

Содержанием образования для устойчивого развития, в соответствии со Стратегией ОУР, является:

  •  концепция устойчивого развития, ее культурный смысл, неизбежность ее появления как этапа исторического развития стихийного взаимодействия человечества с биосферой;
  •  проблемы современности (локальные и глобальные), которые препятствуют продвижению идей устойчивого развития в практику повседневной жизни;
  •  способы решения этих проблем и т.д.

Однако четкого представления о содержании ОУР в последних документах ЮНЕСКО пока нет. Ученые находятся на этапе кристаллизации понимания его сути, как генерального пути дальнейшего развития человечества на планете Земля…

Что такое образование для устойчивого развития (ОУР)?

«Образование для устойчивого развития в вузе предполагает переход от профессионального экологического, экономического, географического и др. видов образования к такой экономически и социально ориентированной модели обучения, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды» (В.А. Садовничий, Н.С. Касимов).  

Д.С. Ермаковым было предложено следующее рабочее определение ОУР как образования в течение всей жизни: «процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств (знаний, умений и навыков, отношений, компетентностей, черт личности, стиля деятельности людей и сообществ), обеспечивающие повышение качества жизни в пределах естественной емкости природных экосистем».

По мнению Е.Н. Дзятковской, образование для УР направлено на формирование устойчивого вектора в мышлении, мировоззрении, культуре, основанного на аксиоматичности экологических императивов в любых видах и любых сферах деятельности человека, понимании связи сохранения биосферного равновесия с социальной стабильностью и характером экономического развития общества; принятии безусловной ценности сохранения природного и культурного разнообразия на планете как нашего общего природного и культурного наследия; экологической безопасности; формировании морально-этических факторов и принципов действий для УР (на всех уровнях – от бытового до государственного) для контроля людьми своего «экологического следа».

Л.В. Моисеева утверждает, что ОУР связано с освоением новых смыслов совместного развития человека, общества и природы, подходов к выявлению и решению проблем окружающей среды на уровне понимания коэволюции общества и природы. Отмечается, что образование в области устойчивого развития предполагает реализацию соответствующего междисциплинарного подхода, интегрирующего вопросы окружающей среды, экономики, общества, прав и обязанностей современного человека в некоторую целостную дидактическую систему.

На всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, Южная Африка, 2002 год), на которой довелось Н.Ж. Дагбаевой принять участие, была подчеркнута необходимость интеграции различных аспектов устойчивого развития в систему образования на всех его уровнях. Начиная с дошкольного и заканчивая поствузовским образованием, в том числе и в сфере неформального образования. После этой конференции все ведущие линии устойчивости становятся значимыми не только для системы экологического образования, но и для всех видов образовательной деятельности. В этой связи актуальными становятся такие подходы, как междисциплинарность и целостность, возможность решения экологических задач через политическое, экономическое и технологическое образование.

Согласно Глобальной программе действий по образованию в интересах устойчивого развития (2014), ОУР – образование, которое позволяет каждому человеку приобретать знания, навыки, ценности и подходы, расширяющие его права и возможности для внесения вклада в устойчивое развитие, принятия компетентных решений и осуществления ответственных действий во имя обеспечения целостности окружающей среды, экономической целесообразности и справедливого общества для нынешнего и будущих поколений.

Согласно Проекту «Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации», образование для устойчивого развития – это формирование мотивированной гражданской позиции сохранения природы, подлежащей передаче из поколения в поколение в не ухудшенном состоянии и формирование на этой основе всей жизнедеятельности общества.