Ежегодный республиканский Конкурс учителей русского языка и литературы «Учитель – Учителю – 2016» завершился. Поздравляем победителей и всех участников Конкурса с обретенной возможностью проявить творческую активность, педагогическое вдохновение и подлинное понимание своего профессионализма.
Победителями регионального Конкурса учителей русского языка и литературы «Учитель-Учителю-2016» стали:
Первая номинация "Элементы проектной и исследовательской деятельности при обучении русскому языку и литературе":
1 место – Новокрещенных Елена Георгиевна, преподаватель ГАПОУ РБ «Колледж искусств имени П.И. Чайковского» г. Улан-Удэ; Абашеева Лариса Ивановна, преподаватель ГАПОУ РБ «Колледж искусств имени П.И. Чайковского» г. Улан-Удэ;
2 место - Петрова Анна Леонидовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Усть-Баргузинская СОШ» Баргузинского района;
3 место -Семенова Галина Васильевна, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Закаменск» Закаменского района.
Вторая номинация "Технологии деятельностного характера на уроках русского языка и литературы":
1 место – Елаева Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы «СОШ №25» г. Улан-Удэ;
2 место - Бугушкинова Светлана Никитична, учитель русского языка и литературы ГКОУ «СКОШИ I - II вида» г. Улан-Удэ;
3 место - Цыбикова Оюна Дамбаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ « СОШ №57» г. Улан-Удэ; Черепанова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кяхтинская СОШ №2» Кяхтинского района.
Третья номинация "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы":
1 место – Григорьева Оюна Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Новоселенгинская СОШ» Селенгинского района;
2 место - Федорова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы «Российская гимназия №59» г. Улан-Удэ;
3 место - Буяева Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ « СОШ №37» г. Улан-Удэ; Балдухаева Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ ГКОУ «СКОШИ №2 VIII вида» г. Улан-Удэ.
Четвертая номинация "Технологии достижения и оценки метапредметных результатов по русскому языку и литературе":
1 место – Родионова Светлана Лемировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Турунтаевская СОШ № 1» Прибайкальского района;
2 место - Цыден-Ешиева Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы «Оротская СОШ» Кижингинского района;
3 место - Золотуева Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Старо-Татауровская СОШ» Прибайкальского района.
Пятая номинация "Разработка современных учебно-методических материалов для уроков русского языка и литературы, соответствующих требованиям ФГОС ООО":
1 место – Замятина Юлия Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ МАОУ «СОШ № 60 социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ;
Реховская Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ МАОУ «СОШ № 60 социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ;
2 место - Чимитдоржиева Марина Заятовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Тугнуйская СОШ» Мухоршибирского района;
3 место - Харнутова Аксана Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ « СОШ №57» г. Улан-Удэ.
Поздравляем победителей!
Завершение республиканского конкурса «Учитель-Учителю» побуждает, рассмотрев общую картину результатов, определить линии перспективного развития методической культуры учителей русского языка и литературы. Обратим внимание на корректность оформления заявки участника конкурса. Отсутствие заявок и указания на конкурсную номинацию затрудняло работу экспертов, которые вынуждены были по своему усмотрению включать работу в ту или иную номинацию, возможно, вступая в противоречие с изначальным замыслом конкурсанта.
Следующий аспект анализа результатов конкурса относится к умению педагога-филолога соотносить планируемые результаты обучения с конкретными видами деятельности обучающихся. Если в планируемых результатах педагог определяет формирование умения обучающихся выбирать эффективные пути достижения образовательных результатов или видов деятельности, то в самих учебных ситуациях урока необходимо предоставить ученику альтернативы, например, выбор текстов или способов (приемов) анализа. Без реальной возможности выбора в рамках учебной ситуации подобная формулировка планируемого результата представляется формально-декларативной.
На структурирование и формулирование целей и задач обучения следует обратить особое внимание, поскольку в большинстве конкурсных работ наблюдается их смешение. Цели обучения, включая конкретные задачи, теряют свою специфику. Отметим, что формулирование развивающих целей должно включать только развитие психической сферы обучающегося, т.е. функционирование процессов мышления, памяти, воображения, эмоционально-волевых процессов. Развитие умений анализировать текст входит в структуру целей и задач обучения.
Оптимальный подход к отбору элементов содержания урока связан с его этапностью и специализацией предметных видов деятельности. Если обучающей целью объявлено раскрытие авторской художественной концепции произведения (анализ текста и его интерпретация), то включение в структуру урока учебной ситуации «Изучения биографии писателя» носит избыточный характер, отвлекая время и силы учеников от читательской, аналитической и интерпретационной деятельности.
Говоря об изучении языка и литературы в школе, о проблемах общения современных подростков с литературой как видом искусства, невозможно избежать констатации следующего факта: открытый дидактизм (иногда жестко регулируемый) снижает эстетический потенциал воздействия произведений литературы и языка, на котором они созданы. Подлинный профессионализм педагога-филолога видится в умении дидактическую основу обучения облечь в эстетические формы, соприродные самому тексту и текстовой деятельности школьника. Это сложная, но решаемая задача профессионального развития учителя русского языка и литературы.
Уважаемые коллеги, республиканский конкурс «Учитель-Учителю» 2016 года завершен, но организаторы конкурса надеются на профессиональное сотрудничество, что будет содействовать повышению качества школьного филологического образования.
Инна Костина, доцент кафедры развития технологии филологического образования