С приветственным словом выступил Баир Жалсанов, заместитель министра - председатель Комитета общего и дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Бурятия. Он поприветствовал участников конференции, отметив, что в связи с реализацией ФГОС детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями, в новом учебном году необходимо получить хорошие результаты работы педагогов по социализации детей и достижения их конкурентоспособности по сравнению с детьми без особенностей.
Сергей Сацевич, к.п.н., доцент, руководитель Центра специальных форм обучения АО «Издательство «Просвещение» выступил с докладом «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование». Он поздравил педагогических работников РБ с началом нового учебного года. В докладе были представлены нормативно-правовые основы организации обучения детей с ОВЗ. Кроме того, было отмечено, что проблема издания специальных учебников для реализации ФГОС детей с ОВЗ издательству «Просвещение» известна, и на сегодняшний момент выпущена линейка учебников для детей с интеллектуальными нарушениями, впервые издан учебник по изобразительному искусству для детей с интеллектуальными нарушениями. Издательством подготовлено к экспертизе 10 новых учебников, которые соответствуют новым ФГОС с ОВЗ. На сайте издательства «Просвещение» представлены учебные пособия для реализации ФГОС с ОВЗ.
Татьяна Цыбикова, председатель Республиканской психолого–медико-педагогической комиссии в докладе «Направления деятельности ПМПК в условиях внедрения новых стандартов» отметила, что реализация ФГОС с ОВЗ проходит в условиях жесткой оптимизации и экономии финансирования. С 1 сентября будут обучаться в ОО РБ 500 детей по новым ФГОС с ОВЗ. В республике Бурятия происходит увеличение детей с ОВЗ. За последний год количество детей, которые проходят РПМПК увеличилось почти в 3 раза. В связи с этим, увеличилась нагрузка на специалистов РПМПК. В качестве выхода было предложено создание территориальных ПМПК.
Вероника Чердонова, к.б.н., зав. кафедрой развития образовательных систем ГАУ ДПО РБ БРИОП выступила с докладом «Организационно-методическое обеспечение подготовки педагогических работников к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями». Докладчик отметила инновационность и нововведения реализации ФГОС для детей с ОВЗ, проблемные вопросы реализации ФГОС.
В докладе указывалось, что деятельность ГАУ ДПО РБ «БРИОП» ведется по нескольким направлениям: организационно-методическое, информационно-аналитическое и научно-методическое сопровождение педагогических работников РБ. Понимая значимость реализации ФГОС для детей с ОВЗ, Институт создает новое структурное подразделение - Лабораторию специального и инклюзивного образования. Отмечалось, что педагоги понимают необходимость повышения квалификации, поэтому за 1 полугодие 2016 года в Институте прошли курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования, подготовки к реализации ФГОС детей с ОВЗ, свыше 600 слушателей. Программы курсов повышения квалификации актуальные, практикоориентированные, проходят с участием педагогов-дефектологов, общественных организаций, педагогов-инноваторов. В 2016 году Институтом реализуется 10 программ КПК, программы профессиональной переподготовки.
Владимир Бадмаев, директор СКОШИ № 62 III-IV вида выступил с докладом «Особенности разработки адаптированных образовательных программ в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ». В своем докладе рассказал о приобретенном тифлотехническом оборудовании для обучения детей с нарушениями зрения в рамках деятельности Экспериментальной площадки по апробации ФГОС детей с ОВЗ, о деятельности школы по развитию творческой активности детей с ОВЗ. Он отметил, что школа активно социализирует и реабилитирует воспитанников, в том числе- посредством студии мульттерапии «Капитошка», научно-исследовательской деятельности, проектной деятельности «Мониторинг за состоянием зеленых нарушений города Улан-Удэ».
Надежда Норбоева, директор СКОШИ I-II вида выступила с докладом «Из опыта апробации ФГОС для детей с ОВЗ в СКОШИ I-II вида Республики Бурятия». Она рассказала о проблемах, с которыми сталкивается педагогический коллектив при апробации и реализации ФГОС детей с ОВЗ: психолого-педагогическая подготовка всех участников образовательного процесса; недостаток учебников и рабочих тетрадей для глухих и слабослышащих детей; недостаточность штатных единиц для выполнения Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1015.
В конце работы секции были подведены итоги работы, принят проект резолюции. Дополнительно, Баир Жалсанов, сообщил, что МОиН РБ рассчитал расходы на внедрение дополнительных ставок на специалистов сопровождения детей с ОВЗ в ОО. В ближайшее время ОО должны составить паспорт соответствия материально-технической базы школы в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
Вероника Чердонова, к.б.н., зав. кафедрой РОС БРИОП