Секция II Межрегионального съезда учителей бурятского языка и литературы

Вопросы, поднятые на II Межрегиональном съезде учителей бурятского языка и литературы, нашли свое развитие и обсуждение на секции, проведенной 12 мая 2023 г. в ГАУ ДПО РБ «БРИОП». Наибольший интерес вызвала у участников съезда  проблематика «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста и обучающихся старшей школы средствами родного бурятского языка и бурятской литературы».  

По инициативе кафедр гуманитарных дисциплин, педагогики и психологии детства ГАУ ДПО РБ «БРИОП» в помощь учителю в патриотическом воспитании подрастающего поколения, одной из самых актуальных задач нашего времени, на секции была организована беседа «Разговоры о важном»

Так, в связи с 80-летним юбилеем российского и бурятского поэта, писателя, драматурга, ученого, доктора филологических наук, профессора, методиста-наставника, Шираб-Нимбу Ринчиновича Цыденжапова были приглашены его друзья, соратники - доктор филологических наук ИМБТ СО РАН, Виктор Гунгаров, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Федерации, Дулма Дугарова; супруга Шираб-Нимбу Цыденжапова – Дарима Аюшеева, родственники семьи, общественные деятели Бурятии и  представители СМИ: БГТРК (радио), Буряад ТV.

По воспоминаниям одноклассницы, доктора педагогических наук, профессора, Дулмы Дугаровой, в школьные годы Шираб-Нимбу Ринчинович был ответственен, рассудителен, усидчиво готовился к урокам, начал писать стихи, любил читать литературу, увлекался шахматами и вел активную общественную жизнь. В 5-ом классе, 10-летнем возрасте, он стал делегатом от Еравнинского района во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» за отличную учебу.     

О широком научном, научно-методическом и творческом наследии российского ученого, специалиста в области бурятской, монгольской филологии (фразеология), внесшего большой вклад в теорию и практику бурятской фразеологии, лексикологии и лексикографии, литературоведения (исследования по творчествам Д. Батожабая, Д. Улзытуева и др.), драматургии («Изучение драматургии в средней школе»), истории и культуры монгольских народов (исследования по Чингисхану), писателя и драматурга Ш.Р. Цыденжапова подробно рассказал доктор филологических наук ИМБТ СО РАН Виктор Гунгаров.   

Виктором Гунгаровым отмечено, что Шираб-Нимбу Цыденжапов с полной отдачей сочетал научно-исследовательскую и научно-методическую работу с активным участием в литературной жизни Бурятии. Он является автором многих поэтических, прозаических и драматических произведений.

Спектакли по его пьесам «Сагаан Сэсэн», «Дорога любви» и другие поставлены в драматических театрах Бурятии, Якутии и Монголии.  

Вместе с тем, Виктор Гунгаров отметил, что Шираб-Нимбу Цыденжапов – очень скромный, добрый, надежный человек, отличающийся потрясающей работоспособностью, трудолюбием и огромным талантом.

Доктор педагогических наук Сономбал Содномов обстоятельно рассказал об ученом как известном методисте, многое сделавшим и для общеобразовательных школ Бурятии: Ш.Р. Цыденжапов является соавтором учебных программ, учебно-методических пособий по бурятской литературе, учебников «Түрэлхи литература» 5-ый класс, 6-ый класс (в соавторстве с Ц.Н. Номтоевым). Им были отредактированы все учебники «Буряад литература», изданные в  течение 1980-1994 годах.

2023 год богат на знаменательные события, одним из которых в Бурятии является юбилей литератора, ученого, методиста, наставника Ш.Р. Цыденжапова: «Эрхим хүндэтэ Багшамнай, hайн ябыт даа!» - так поздравляют его ученики, коллеги, родственники и общественные деятели Бурятии.    

Следует отметить, что в современном образовательном пространстве тема патриотизма является одной из самых актуальных. Многие творческие учителя бурятского языка и литературы находятся в постоянном поиске новых форм и методов патриотического воспитания.

Так, учитель бурятского языка и литературы МБОУ «Кижингинский лицей имени В.С. Мункина» Галина Цыренова поделилась  интересным опытом работы ресурсного этнокультурного центра сетевого взаимодействия «СОЁЛОЙ ТУЯА» / Yндэhэтэнэй соёлой баялиг интернет сулжээндэ харилсуулха түб, созданного в школе под ее руководством. Данный ресурсный центр школы функционирует в течение 6 лет и объединяет 8 школ республики: ставит своей целью сохранение и развитие родного языка и культурного наследия бурятского народа. Отрадно, что осуществляется многогранная работа по вовлечению учащихся в своеобразные виды творческой деятельности по разным направлениям: проводятся конкурсы сочинений, творческих работ, конкурсы чтецов, издания книг и т.д.

Таким образом, особое внимание уделяется работе по выявлению и дальнейшему сопровождению одаренных детей (юбилейные поэтические вечера, знакомства с биографиями писателей). Работа центра, по мнению докладчика, оказывает влияние на духовно-нравственное становление и развитие этнокультурной личности.

Вместе с тем электронные ресурсы данного центра пополняются интересными работами учащихся-участников республиканских, межрегиональных конкурсов художественного чтения «Сэдьхэлэй жэгүүр», Детского компьютерного фестиваля (организатор – школьный клуб UniCom), методическими разработками и другими полезными материалами для внеклассной работы учителя.

Хандой Цыденовой, ст. преп. ГАУ ДПО РБ «БРИОП», был представлен мастер-класс по теме «Изучение биографии Ш.Р. Цыденжапова на уроках бурятской литературы с использованием технологии критического мышления». Так, по мнению выступающего, школьное изучение биографии бурятского писателя должно строиться на следующих принципах: историзм, осмысление, переосмысление произведений классика в контексте времени, взаимосвязь изучения автобиографического материала и произведений писателя.

Докладчиком была предложена слушателям уникальная информация: фото-материал-презентация о жизни и творчестве талантливого бурятского поэта, писателя, драматурга, ученого, профессора, методиста, наставника Ш.Р. Цыденжапова. Следует сказать, что отзывы о деятельности Ш. Р. Цыденжапова  даны признанными монголоведами с мировыми именами таких, как профессоров Н.Ц. Мункуева, Т.А. Бертагаева, Г.Ц. Пюрбеева и др.  

Хандой Цыденовой было предложено присутствующим описание системы диалоговых заданий («простые» и «сложные» вопросы) на уроках бурятской  литературы в 9-ом классе по произведению Ш.Р. Цыденжапова «Инаг дуранай харгы» (Дорога любви). Так, для активизации интереса среди учителей была проведена ролевая игра  по отрывку из произведения «Инаг дуранай харгы» Ш.Р. Цыденжапова. Участники сумели создать яркие образы героев произведения автора, приблизиться к авторскому замыслу (Л.Е. Халудорова, Д.М. Аюшеева, Г.Р. Цыренова, Д.Р. Дашиева и др.). Необходимо отметить, что присутствующие на данной секции приняли активное участие в работе мастер-класса.   

Таким образом, участники мастер-класса пришли к выводу, что вдумчивое изучение биографии писателя позволяет в полной мере постичь художественные особенности произведения. Профессорами и учителями был сделан вывод о том, что изучать биографию ученого, писателя, необходимо от личности творческого деятеля, его жизненных ситуаций. Тогда школьники с большим интересом будут изучать смысл открытий и достижений ученого, по-другому будут читать его произведения.     

Следует отметить, что участники секции активно дискутировали о некоторых актуальных проблемах обучения бурятскому языку и литературе в современных социокультурных условиях. Они обсудили насущные и наболевшие вопросы о мотивации современных обучающихся, о необходимости применения интерактивных методов в обучении бурятскому языку и литературе, способных раскрыть и реализовать деятельностный подход, об умении учителя найти свой «ключ» к преподаванию предмета, чтобы современным обучающимся было интересно присутствовать на уроке.