Межрегиональный семинар-практикум по теме: «Монолингвальная речевая развивающая среда в ДОО на бурятском языке как фактор сохранения и развития бурятского языка»

0kJpBKM32 июля 2021 года кафедрой педагогики и психологии детства ГАУ ДПО РБ «БРИОП» в дистанционном режиме проведен Межрегиональный семинар-практикум по теме: «Монолингвальная речевая развивающая среда в ДОО на бурятском языке как фактор сохранения и развития бурятского языка». Приняли участие 69 участников, в том числе представители Забайкальского края и Иркутской области.  На семинаре презентовались и обсуждались промежуточные результаты по формированию умения воспринимать родную бурятскую речь детьми младшего дошкольного возраста в условиях монолингвальной среды на бурятском языке.

В ходе семинара был представлен опыт использования воспитателями различных интересных освоенных ими разных технологий и методов, необходимых для организации коллективной, групповой и индивидуальной работы с воспитанниками младшего дошкольного возраста по развитию речи на бурятском языке.

Screenshot 13В начале семинара со вступительным словом выступил научный руководитель данного проекта, доктор пед.наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства С.Ц. Содномов, который отметил, если в дошкольном возрасте научить ребенка воспринимать бурятскую речь, говорить на бурятском языке, то во взрослой жизни он несомненно будет понимать и говорить на родном языке.

Выступление Даримы Дашиевой, старшего воспитателя МАДОУ детский сад №52 «Ая-ганга» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ, было посвящено организации деятельности ДОО в условиях монолингвальной речевой развивающей среды на бурятском языке.

Об интересном опыте развития речи на бурятском языке в процессе музыкального воспитания представила воспитатель МБДОУ Могсохонский детский сад «Наран» Туяна Цыдыпова.

Интерес участников вызвало выступление Даримы Дарибазаровой, воспитателя МАДОУ детский сад №52 «Ая-ганга» г. Улан-Удэ, которая показала мастер-класс по интеграции образовательных областей ФГОС ДО, где дети активно воспринимали речь своего педагога, но и применяли в своих речевых оборотах несложные фразы на бурятском языке.

Вниманию участников было представлено использование здоровьесберегающих технологий на тему: «Бэеын тамирай хүгжэлтэ» гэһэн шэглэл бэелүүлгын үедэ сэсэрлигэй бага наһанай  хүүгэдэй түрэлхи буряад хэлэлгэ хүгжөөлгэ» воспитателем Сэсэг Дубдановой улус Шибертуй Бичурского района.

Вызывает уважение коллег глубокое освоение педагогами, в частности, Хабтагаевой Аллы, воспитателя Барагханского детского сада «Хараасгай» Курумканского района, использование в своей деятельности инновационных технологий и подходов по развитию речи на бурятском языке. Здесь она показала, как можно применять программу В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес» в рамках эксперимента.

Подводя итоги по выступлениям педагогов, надо подчеркнуть, что за достаточно короткий период экспериментального режима они разрабатывают и используют материалы как для образовательной и свободной деятельности в ДОУ, закрепления, так и для публикации ряда пособий, авторами которого являются педагогические работники дошкольных образовательных организаций, где функционируют в режиме эксперимента монолингвальные группы.

В заключение семинара участники обменялись мнениями по поводу проведенного мероприятия, а также поступил ряд предложений научному руководителю данного проекта С.Ц. Содномову  о расширении данного эксперимента в соседних регионах.

 В целом, нужно отметить, что прошел плодотворный и актуальный диалог педагогов системы дошкольного образования, который показал опыт и успешные практики в условиях эксперимента по созданию монолингвальной речевой развивающей среды на бурятском языке в ДОО.

Screenshot 8