Республиканский научный семинар «Смысловое чтение: подходы и эффективные практики»

17 июня 2021г. кафедра гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО РБ «БРИОП» провела республиканский научный семинар «Смысловое чтение: подходы и эффективные практики» с учетом возрастающей связи качества образования с качеством чтения и актуальности проблемы развития компетентного читателя в школах. Активное участие в нем приняли учителя практически всех школ республики с НОР, было более ста пятидесяти заявок. Заочная дистанционная форма проведения семинара (на платформе Zoom) позволила участникам семинара прослушать лекции преподавателей БРИОП и обсудить вопросы, посвященные смысловому чтению как одной из ключевых идей ФГОСов, развитию читательской способности осваивать смысл прочитанного текста с целью формирования лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций, обогащения личностных смыслов у современного школьника.

Приемы и способы обучения смысловому чтению в начальной школе осветила в своей лекции старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства Буянова Наталья Викторовна. О развитии навыков читательской грамотности, смыслового чтения учебного текста с опорой на данные PISA рассказала старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Цыренова Ирина Павловна. Руководитель семинара профессор кафедры гуманитарных дисциплин Имихелова Светлана Степановна, опираясь на принципы коммуникативно-деятельностного подхода, рассмотрела вопросы восприятия, понимания и интерпретации читателями-школьниками художественного текста. Особое внимание уделила интерпретационной деятельности учащихся в постижении смысла художественного текста на материале произведений классической и новейшей литературы.

Особый интерес у слушателей вызвали проблемы развития читательской грамотности в школьном  преподавании гуманитарных дисциплин, формы работы на уроках русского языка и литературы, учитывающие связи всех звеньев учебного процесса, начиная с начального, затруднения в понимании художественного текста и условия их преодоления в интерпретационной деятельности старшеклассников. Выступления лекторов, опирающиеся на опыт работы с учителями школ республики, в том числе школ с НОР, настраивали участников семинара на прямой диалог в обсуждении новых подходов и технологий. В заключительной части семинара их вопросы и пожелания, вызвавшие ответный интерес организаторов, лишний раз подчеркнули актуальность различных аспектов обучения смысловому чтению в современном образовании.