Республиканская научно-практическая конференция «Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья».

IMG 0149Секция №1 «Обеспечение УМК и проектирование современного урока в условиях подготовки к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ».
Работа секции началась с приветствия Елены Тармаевой, к.п.н., доцент, зав. кафедрой инновационного проектирования ГАУ ДПО РБ «БРИОП», которая определила регламент работы секции.
Евгений Цыпылов, учитель ГКОУ СКОШИ №3 VIII вида, в своем докладе: «Совершенствование профильно-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида как одного из компонентов социализации детей с ОВЗ», отметил главные задачи обучения - овладение учащимися системой технологических знаний, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы им для работы по определенной специальности, подготовка работников физического труда, способных самостоятельно выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
Трудовое обучение в школе ведется по профилю столярное дело, на базе школы созданы столярные мастерские. Хорошее их оснащение оборудованием и инструментами позволяет вести разнообразную работу по привитию профессионально-трудовых навыков, способствует трудовому воспитанию.
В школе работает два кружка по столярному делу. Занятие в кружках способствует проявлению творческих способностей. С целью трудовой и социальной адаптации и реабилитации учащихся с ОВЗ организована практика по столярному делу с выходом на производство. Базу для прохождения практики в течение многих лет предоставляет ООО «ВудМастер», с которым заключен договор о сотрудничестве. Хорошее оснащение оборудованием и инструментами позволяет вести разнообразную работу по привитию профессионально-трудовых навыков. Учащиеся получают знания о профессиях, навыки профессионального мастерства. Внимание уделяется развитию коммуникабельности учащихся, их поведению в общественных местах. Это дает возможность познакомиться старшеклассникам с трудовым коллективом. Ведется целенаправленная систематическая работа по профориентации воспитанников.
Светлана Жамсуева, методист ГКОУ СКОШИ №3 VIII вида, представила вниманию слушателей выступление из опыта работы педагогического коллектива «Методическое сопровождение образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида в условиях введения ФГОС ОО с УО».
В условиях введения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (ФГОС ОО с УО) методическая деятельность педагогического коллектива является одной из важнейших составных частей образовательного процесса и представляет совокупность мероприятий, организуемых методической службой и педагогическим коллективом с целью непрерывного повышения компетентности и профессионального мастерства педагогов, качества и эффективности образовательного процесса школы.
Светлана Жамсуева раскрыла одно из приоритетных направлений деятельности методической службы школы – это обобщение опыта работы коллектива и педагогов-профессионалов через издательскую деятельность.
В рамках подготовки к ведению ФГОС для детей с УО в течение 2015 г. был проведен цикл педагогических советов на которых обсуждались ключевые проблемы современного коррекционного образования.
Светлана Алексеева, учитель ритмики ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида, выразила мнение, что Музыкально-ритмическая деятельность в СКОУ VIII вида оказывает благотворное влияние на учащихся, а так же обозначила основные направления и перспективы работы по 4 направлениям:
- оздоровительное направление;
- образовательное направление;
- коррекционно-развивающее;
- воспитательное направление.
Наталья Красулина, заместитель директора по УВР, учитель географии, МБОУ «Хоринская СОШ №2» в своем выступлении поделилась опытом проектирования современного урока географии в условиях реализации инклюзивного образования в школе. Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. При работе с детьми выявляются затруднения в решении словесно-логических задач, но дети хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера. Отсюда следует необходимость использования дифференцированного подхода с элементами группового обучения. Обязательно использование игровых методик. На уроках очень хорошо помогает технология АМО (активные методы обучения), которая обеспечивает разнообразие и активность мыслительной деятельности. Большое внимание уделяется индивидуальному развитию детей с ОВЗ. Умелое использование АМО - технологии поможет эффективно решать дидактические, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи. На данный момент школа испытывает много трудностей:
 Большие классы, в которых один или два ребенка с ОВЗ;
 мало методического материала; отсутствие психологического сопровождения во многих школах;
 низкий темп усвоения материала, что требует дополнительных занятий;
 низкий уровень знаний у педагогов в области коррекционной и специальной педагогики.
Марина Дайдаева, учитель русского языка и литературы, ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида, Марина Дайдаева представила вниманию слушателей доклад об особенностях организации единого речевого режима в коррекционной школе. В докладе были представлены психолого – педагогические условия реализации единого речевого режима.
Надежда Бахаева, учитель-логопед ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида продолжая содержательную линию, рассказала о совместной коррекционной работе.
Дынсыма Гуржапова, учитель начальных классов ГКОУ СКОШИ V вида выступила с докладом: «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО для детей с ТНР». В докладе быди представлены: структура урока, теория поэтапного формирования умственных действий и требования к современному уроку для детей с ТНР. Коррекционная работа включена во все этапы урока. Цель коррекционной работы - создание системы комплексной помощи обучающихся с ТНР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом, психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Коррекционная работа на уроке предполагает:
• Закрепление навыков звукопроизношения;
• Развитие фонематического восприятия;
• Работа над коррекцией и формированием слоговой структуры слова;
• Формирование навыков слого-звуко-буквенного анализа и синтеза;
• Развитие словарного запаса;
• Развитие и коррекция связной речи;
• Формирование грамматического строя речи;
• Работа над словообразованием;
• Формирование и коррекция навыков письменной речи;
Развитие и коррекция основных психических процессов.
Дулма Дартай-олл, учитель начальных классов МБОУ «Хоринская СОШ №2», рассказала об опыте использования информационных технологии в инклюзивном образовании.
Ольга Егорова, учитель начальных классов МАОУ «Каменский лицей им. Кожевина В.Е.» Кабанского района сделала акцент на формировании УУД в процессе реализация АООП лицея. Дети группы с ОВЗ нуждаются во взаимодействии всех специалистов образовательного процесса при формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
Любовь Балуева, учитель начальных классов ГБОУ «РЦОИПМСП», подчеркнула важность обсуждаемых проблем и поделилась опытом применения образовательных ресурсов при проектировании урока. Основной тезис: «Цифровые компьютерные технологии и электронные образовательные ресурсы позволяют обогатить любые уроки».
В завершении работы секции Елена Тармаева, предложила участникам секции обсудить трудности и обозначить проблемы в реализации инклюзивного образования.


IMG 0262В работе секции №2 "Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ", модераторами которой являлись: Шагдурова А.Ч., к.п.н., ст. преподаватель КИП ГАУ ДПО РБ «БРИОП», Ускеева С.А., ст. преподаватель ЦМСПРиОО ГАУ ДПО РБ «БРИОП»; Цыбикова Р.Ю. педагог-психолог ГКОУ "СКОШИ №2 VIII" приняли участие 42 педагога из средних общеобразовательных и коррекционных школ. Все доклады актуальны, соответствовали и раскрывали тематику работы секции. Были рассмотрены вопросы психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ по программе "Доступная среда", организация работы с детьми с психофизическими способностями. Цель работы направлена на развитие мышления, памяти, коррекционно-развивающие занятия для создания ситуации успеха, работа которой поставлена на основе психокоррекционных программ. Работа секции прошла продуктивно. Докладчиками рассматривались основные подходы, так и трудности, которые встречаются в процессе обучения.
Ольга Глазкова, ЗД по НМР, педагог-психолог МБОУ «Хоринская СОШ №2» в докладе "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, обучающихся по программе VII вида ", ознакомила с организационной моделью комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Ирина Шурыгина, педагог-психолог МБОУ «Санномыская СОШ» Хоринского района в докладе "Психокоррекционные методы работы с детьми с ОВЗ в рамках введения ФГОС ООО" представила практику работы педагогов-психологов с детьми с ОВЗ в образовательных учреждениях, обозначив проблемы в организации психолого-педагогического сопровождения данной категории детей:
- содержание образования в ОУ должно отличаться от коррекционных школ;
- дети с ОВЗ должны соответствовать психофизическому уровню развития своих сверстников;
- процесс интеграции в образовательный процесс детей с ОВЗ предполагает определенную социально-образовательную модель. 
Несмотря на организационные трудности при работе с детьми с ОВЗ в МБОУ «Санномыской СОШ» (Хоринского района) педагоги стараются приложить максимум усилий для того, чтобы были созданы все соответствующие условия для их обучения.
Татьяна Колмакова, учитель технологии ГКОУ СКОШИ №3 VIII вида в докладе "Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ средствами театра кукол" представила опыт куклотерапии – эффективного метода психологической коррекции различных состояний детей с ОВЗ при помощи кукол.

IMG 0140

Работа 3-ей секции «Модели эффективной социализации детей с ОВЗ в ОО» началась с приветственного слова участникам республиканской конференции модератора секции, заведующего кафедрой развития образовательных систем ГАУ ДПО РБ «БРИОП» Вероники Чердоновой, в котором были обозначены основные вопросы по теме секции.
С первым докладом «Проект «Иппотерапия как средство социализации и реабилитации детей с ООП» выступила Татьяна Стативо, учитель биологии ГКОУ СКОШИ №3 VIII вида г. Улан-Удэ. В своем выступлении она рассказала о проекте «Иппотерапия – лечение лошадьми детей с ООП», который реализуется в ГБОУ «СКОШ № 3 VIII вида» совместно с РОО «Конек-горбунок». Цель проекта: оказание социальной и реабилитационной поддержки обучающимся школы, которые нуждаются в особой защите, через лечебную верховую езду и спорт для инвалидов. Указанный метод реабилитации является привлекательным для детей и дает высокие результаты в психомоторном развитии воспитанников школы.
Татьяна Медведева, учитель-логопед, воспитатель ГКОУ «СКОШИ №3 VIII вида», продолжила представлять опыт своих коллег в области социализации детей с ОВЗ. Она рассказала о работе семейного клуба «КРУГ-коррекция, развитие, учение, гармония». Данный метод работы является эффективной формой сотрудничества педагогов и родителей в сфере социализации детей с ОВЗ. Она подчеркнула особую актуальность данного вида работы, так как он объединяет родителей, воспитанников школы, позволяет просвещать родителей по вопросам методики обучения детей с ОВЗ, участвовать им в процессе изготовления учебных материалов для своих детей.
Опытом работы специальной коррекционной школы VIII вида с присутствующими поделилась Ирина Решетникова, учитель начальных классов ГКОУ «С(К)ОШИ №2 VIII вида» г. Улан-Удэ. По ее мнению, педагогические коллективы специальных коррекционных школ должны уделять процессу воспитания детей с ОВЗ, причем опираясь на педагогические методы, ориентированные, в первую очередь, на потребность детей данной категории учащихся. Она рассказала о том, как вовлекаются в трудовую деятельность воспитанники С(К)ОШИ №2 VIII вида. Так же, она поведала об обучении компьютерной грамотности детей с интеллектуальной недостаточностью, которая реализовывается по авторской программе учителя информатики Н.В. Матуровой.
Елена Шустова, хореограф ГКОУ «СКОШИ №62 III-IV» г. Улан-Удэ, рассказала о хореографии как методе коррекции в развитии детей с ОВЗ. Занимаясь хореографией, ребёнок творчески познаёт возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других детей, приобретает навыки общения, учится ориентироваться в осваиваемом им мире. Данный метод позволяет педагогу повысить уровень психологической и функциональной готовности детей с нарушением зрения. Педагог считает, что хореография является одним из самых эффективных, наиболее адекватных природе человека диагностических и психокоррекционных методов социализации детей с ОВЗ.
Марина Соболеева, учитель начальных классов ГКОУ «СКОШИ №62 III-IV вида», рассказала о методах социализации слепых и слабовидящих детей. Докладчик подчеркнула, что педагогам коррекционных и общеобразовательных школ необходимо учитывать специфические особенности обучения детей с нарушениями зрения, уметь применять индивидуальные методы работы с ними. В конце своего выступления учитель озвучил тифлопедагогические рекомендации для участников секции.
Продолжил разговор о методах социализации слабовидящих и слепых детей Руслан Чердонов, тифлопедагог, учитель коррекции ГКОУ «СКОШИ №62 III-IV вида. В своем выступлении, педагог сделал акцент на том, что конечная цель коррекционной школы для слепых и слабовидящих – подготовка человека без зрения к самостоятельной, полноценной жизни.
Валентина Эрдыниева, педагог-психолог ГКОУ «СКОШИ №2 VIII вида», поделилась опытом игротерапии в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Докладчик отметила, что реализация игровых программ является составной частью социализации и реабилитации детей с ОВЗ. Программы подобного типа разрабатываются с учетом психофизических особенностей детей. Данный метод воспитанникам школы использовать сохранные интеллектуальные способности, позволяет формировать качества, необходимые для социализации: умение работать в команде, применять нестандартные решения и др.
Особый интерес у присутствующих вызвало выступление Марины Соболевской, социального педагога МБОУ «Хоринская СОШ №2» Хоринского района. Она представила модель социокультурной адаптивной среды в обычном общеобразовательном учреждении для детей с ОВЗ. Педагог считает, что одним из направлений, существенно влияющим на процесс социализации детей с особыми образовательными потребностями, является организация их социокультурной деятельности. Основная цель социальной адаптации детей с ОВЗ – помочь им приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности. Марина Соболевская представила опыт МБОУ «Хоринская СОШ №2» по социокультурной реабилитации детей с ОВЗ. Среди форм организации педагогической работы, внеурочной, социокультурной деятельности детей с ОВЗ в данной школе существенное место принадлежит технологии социального проектирования.
Преимуществами технологии социального проектирования является ее универсальность, т.к. деятельность участников проекта может реализовываться как в рамках учебного процесса, так и во внеучебной деятельности с привлечением родителей, социальных партнеров, что дает возможность добиться более эффективных результатов в решении различных социальных проблем детей данной категории.
Также социальный педагог рассказала о социально значимом проекте для детей с ОВЗ «Преодоление», который был разработан и успешно реализован на базе школы совместно с социальными партнерами - Хоринским ДЮЦ, ДЮСШ. Содержание социокультурной деятельности в рамках проекта было разнообразным: экотерапия, глинотерапия, гарденотерапия, игро-изотерапия и др. В ходе проекта было оздоровлено более 50 детей в возрасте от 7 до 14 лет.
Актуальным на сегодняшний день было выступление Марии Несисеевой, учителя начальных классов ГКОУ «СКОШИ №3 VIII вида» г. Улан-Удэ. Она поделилась опытом использования интерактивного комплекса в обучении детей младшего возраста с ОВЗ. Использование интерактивной доски в коррекционном образовательном учреждении позволяет сделать обучение привлекательным для детей, наполнить его новым содержанием, делает процесс обучения более эффективным и практически направленным. По мнению докладчика, в современной школе, а тем более в специальных школах, должно быть современное оборудование, позволяющее адаптировать детей с ОВЗ к современным условиям жизни.
Галина Базарова, учитель-дефектолог ГКОУ «С(К)ОШИ I-II вида», выступила с докладом «К вопросу об инклюзии детей после кохлеарной имплантации». Она рассказала о программе комплексного развития детей с нарушениями слуха «Я слышу мир», реализуемой в Республике Бурятия. Также Галина Базарова рассказала о методах социализации детей после кохлеарной имплантации, современных подходах к организации обучения, воспитания, реабилитации и социальной поддержки таких детей. Дефектолог представил структуру комплексной программы реабилитации ребёнка, перенёсшего операцию по кохлеарной имплантации. Представление комплексной программы вызвало большой интерес у участников секции, так как дети после кохлеарной имплантации обучаются сегодня и в обычных массовых школах, и любому учителю необходимо знать, как обучать подобного ребенка.
Елена Саган, учитель-логопед МБОУ «Багдаринская СОШ» Баунтовского района, представила доклад «Семейный клуб как модель социализации детей с ОВЗ в ОО». В Багдаринской СОШ обучается 12 детей с ОВЗ. Для данной категории детей и их родителей администрация и педагогический коллектив школы организовали семейный клуб «Содружество». Семейный клуб – это перспективная форма работы с семьей ребенка с ОВЗ. Основными целями работы семейного клуба Багдаринской СОШ являются: объединение усилий школы и семьи в вопросах воспитания и развития детей, повышение психолого-педагогической компетенции родителей, обмен опытом семейного воспитания, укрепление детско-родительских отношений.
Завершила работу секции Майя Таханова, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №60» г. Улан-Удэ. «Главная проблема учеников нашей школы, – считает Майя Таханова, - заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей». Поэтому основное внимание педагоги школы уделяют внеурочной деятельности, которая выстраивается по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное и др.
Подвела итоги работы секции Вероника Чердонова, заведующий кафедрой развития образовательных систем ГАУ ДПО РБ «БРИОП». В своем выступлении она отметила актуальность выступлений докладчиков, поблагодарила участников конференции на активную, плодотворную работу.

IMG 0187В работе секции №4 «Мониторинг результатов инклюзивного образования: проблемы и пути их решения» приняли участие педагоги - предметники, педагоги-логопеды, педагоги - организаторы внеклассной деятельности, методисты коррекционных школ - интернатов, общеобразовательных школ и других учреждений республики Бурятия. Участники секции поделились опытом организации обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования.
В начале работы секции модератор секции Аюна Григорьева отметила, что вопрос мониторинга результатов инклюзивного образования в Республике Бурятия не получил пока широкого освещения, аргументируя тем, что инклюзия, как процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, не столь распространенное явление в образовательном пространстве республики и в образовательных организациях нет большого накопленного положительного опыта работы в этом направлении. Но при этом подчеркнула необходимость проведения данной процедуры.
С накопленным опытом обучения детей – инвалидов в Усть-Баргузинской СОШ им. К.М. Шелковникова поделилась директор школы Марина Вильмова. При хорошем финансовом сопровождении в школе создана доступная среда для инклюзивного обучения, сформирован соответствующий кадровый состав (логопеды, тьюторы, врач-педиатр, ассистенты и др.). И все же существует проблема нехватки таких специалистов, как педагоги - дефектологи, специализированные врачи для работы с детьми - олигофренами.
В выступлении Надежды Перевезниковой, учителя начальных классов МАОУ "Шигаевская СОШ" Кабанского района был поднят вопрос мониторинга результатов обучения детей с ОВЗ. Достижение учебных результатов такими детьми обеспечивается за счет разработки и внедрения адаптированной программы обучения и разработки критерий оценивания учебных достижений в соответствии к образовательным возможностям и потребностям ребенка – инвалида.
Выступления и обсуждения участников, в основном, касались вопросов поиска и решения путей социализации детей в условиях инклюзивного образования, а в условиях специального обучения - подготовки и адаптации детей с ОВЗ к обучению в других образовательных организациях разного уровня.

IMG 0433Пленарное заседание научно-практической конференции «Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями» приветственным словом начала Туяна Дугарова, проректор по организации НИД ГАУ ДПО РБ БРИОП, которая в своем выступлении обозначила стратегические цели и задачи развития инклюзивного образования в республике и приоритетные направления деятельности института в данной сфере.
БРИОП в 2014 прошли повышение квалификации 130 чел, в 2015 г. - 160 чел. - это представители ОО РБ, вошедших в программу «Доступная среда». Кроме этого, 5 специалистов института прошли обучение и являются на сегодняшний момент тьюторами по организации инклюзивного образования. Также институт вышел на организацию курсов по внедрению ФГОС начального образования для детей с ОВЗ. Остается актуальным вопрос по организации профессиональных ассоциаций дефектологов, логопедов в рамках деятельности Регионального учебно-методического объединения-многоуровневой методической службы, призванной обеспечить в первую очередь, внедрению ФГОС ОО
Владимир Цыренов, д.п.н., зав. лабораторией инновационных технологий в области защиты детства, доцент каф.общей и социальной психологии БГУ в своем докладе «Тенденции и перспективы развития инклюзивного образования» остановился на ключевых моментах развития инклюзивного образования. В России более 2 млн. детей с ограниченными возможностями, из них 700 тыс. дети-инвалиды. Система образования страны ориентирована на увеличение количества инклюзивных школ в ближайшие 5 лет, почти в десять раз. В 2015 году 300 школ России получили финансовую поддержку на создание инклюзивной среды.
28 мая 2013г. Республика Бурятия приняла Постановление об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в РБ. Ученый озвучил проблемы развития инклюзивного образования: недостаточность материально-технической базы; нехватка узких специалистов – отсутствие сопровождения; профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ; недостаточность обеспечения учебниками, УМК, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ; разрозненность ведомственных усилий (система социальной защиты, система образования, система здравоохранения); традиции отношения к людям с инвалидностью в российском обществе; трудности получения профессионального образования и трудоустройства; ранняя диагностика и раннее начало оказания помощи. Также были особо подчеркнуты риски в развитии инклюзивного образования: имитация инклюзии; массовый переход к инклюзивному образованию; неуправляемая инклюзия.
Виктор Воропаев, директор ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида в докладе «Эффективные модели обучения и воспитания детей с ОВЗ в СКОШИ №2 VIII вида» раскрыл миссию своей школы на основе анализа контингента детей, социального паспорта школы. Специфика деятельности школы была раскрыта на примере ученика 9 класса, который является призером российского конкурса «Лучший по профессии» и выпускницы данной школы, которая сегодня является студенткой по специальности «штукатур - маляр». Ребята ответили на вопрос о возможности их обучения в общеобразовательной школе.
Модель школы, представленной в выступлении, включает в себя широкий спектр направлений дополнительного образования детей, активную внеурочную деятельность, позволяющую создать условия для максимальной адаптации детей в школьной среде, в сообществе ровесников и обеспечения их дальнейшей социализации.
Татьяна Чердонова, учитель-дефектолог ГКОУ СКОШИ №62 III-IV вида в своем докладе «Создание адаптивной образовательной среды для детей со зрительной депривацией» поделилась опытом работы и методами обучения незрячих и слабовидящих детей.
Валентина Цэдашиева, директор ГКОУ СКОШ №3 VIII вида в своем выступлении на примере деятельности своей школы описала основные инновационные процессы в специальном образовании. В первую очередь, изменения вызваны необходимостью обеспечения условий введения ФГОС для детей с умственной отсталостью. Подчеркнуто, что инновационные изменения в школе обеспечиваются в первую очередь, профессиональным педагогическим коллективом, весь коллектив имеет специальное образование, профессиональную переподготовку для работы с детьми с ОВЗ.
Содержательно инновационные процессы обеспечивают в школе разные формы и методы индивидуальной работы, дифференциацию обучения, интеграцию предметных областей. Методическое оснащение образовательного процесса обеспечивается через электронный портфель педагога, который позволяет интегрировать и обобщать всю методическую базу в школе.
Основные позитивные результаты деятельности школы связаны с организацией научно-исследовательской деятельности обучающихся, продуктивной проектной деятельности, профильно-трудового обучения с выходом на производство на базе ИП.
Светлана Даздорова, зав.службой ранней помощи «Солнышко» ГБУЗ «Городская больница №4», детский невролог рассказала об образовательном маршруте для «особого» ребенка. Служба оказания помощи «особому» ребенку была открыта в 2014 году, реализует программу раннего вмешательства, которая предназначена для детей с первых лет жизни, имеющих риск отставания или нарушения в развитии и их семей. Работают в службе 5 специалистов - детский невролог, педиатр, психолог, терапевт, социальный педагог. На данный момент находятся под наблюдением 152 ребенка. Докладчик обозначила проблему перехода детей в ДОУ специального типа и вопрос взаимодействия со службой психолого-медико-социального сопровождения таких детей и предложила пути перехода детей с легкими нарушениями в обычные детские сады; детей со средне-тяжелыми нарушениями в детсады компенсирующего вида; детей с тяжелыми нарушениями в группы «особый ребенок» в реабилитационном центре.
Светлана Даздорова внесла предложения для обсуждения участников конференции о рассмотрении возможной организации групп кратковременного пребывания детей с ОВЗ вместе с мамами в дошкольных группах, созданных в государственных казенных учреждениях. Специалисты службы готовы делиться опытом и внедрять элементы технологии альтернативной коммуникации (визуальное расписание, программа «Макатон», технология обмена карточками PECS и др.) с педагогами и родителями.
Рекомендации для педагогов по созданию инклюзивной среды в классе были даны в выступлении Инны Молчановой, специалиста по инклюзивному образованию регионального общественного фонда «Общество без барьеров». По данным ВОЗ 90 % детей с ОВЗ возможно интегрировать в общество, сегодня инклюзия понимается как включение в общество детей не только с ОВЗ, но и детей - мигрантов, детей - сирот, детей с дивиантным, аддиктивным поведением и пр. В выступлении были обозначены основные проблемы работы с детьми с ОВЗ в детском саду и школе. Подчеркнуто, что дети должны обучаться в школе и детском саду для получения навыков самостоятельной жизни, для включения его в активную коммуникацию с ровесниками, и обеспечения их профориентации. Также были описано нежелательное поведение детей и нежелательное поведение педагога в условиях инклюзивного образования и методы их коррекции.
Анжела Турчиновская, зам.директора по ВР МАОУ «СОШ №4» г. Улан-Удэ представила вниманию участников конференции опыт работы по созданию инклюзивной среды в школе в выступлении «Создание адаптивного образовательного пространства на примере МАОУ «СОШ №4» г. Улан-Удэ. В школе обучается 12 детей - инвалидов из 500 учащихся. Опытом по созданию образовательной среды с учителями школы делились опытные и известные специалисты в этой области Гэри Банч, профессор Йорского университета (Великобритания), профессор Кэррол Квирк, эксперт Евросоюза по грантовым программам.
Педагоги школы работают над разработкой и апробацией подачи материала учащимся с ОВЗ, созданием учебно-методической библиотеки по инклюзивному образованию для учителей и родителей. Социальными партнерами являются общество «Без барьера», региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» г.Москва, СОШ №1321 «Ковчег» г. Москва.
В продолжение пленарного заседания были подведены итоги работы секций. Были обозначены выступления педагогов, вызвавшие наибольший интерес и проблемное обсуждение.
Так, среди выступлений, вызвавших наибольший интерес были выделены выступления по вопросам:
- проектирования современного урока в условиях инклюзивного образования;
- применения активных методов обучения для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы;
- внедрения психо- коррекционных методов при работе с детьми с ОВЗ;
- развития творческих способностей детей с ОВЗ средствами театра;
- организации внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования.
По результатам работы секций были выделены следующие проблемы:
- отсутствие психологического сопровождения детей с ОВЗ,
- недостаточность методического оснащения,
- недостаточность условий для использования цифровых технологий для дистанционного обучения детей с ОВЗ,
- отсутствие критериев оценки предметных результатов для детей с ОВЗ,
- осуществление взаимодействия педагогов и специалистов по обеспечению условий для осуществления инклюзивного образования.
В завершении работы была обсуждена и принята резолюция конференции, состоялось награждение участников дипломами и благодарственными письмами.