О Республиканском семинаре в Закаменском районе

14 декабря 2017 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №3 «Солнышко» г. Закаменск прошел Республиканский семинар «Развивающая среда - эффективное средство индивидуализации дошкольного образования». Работа семинара состоялась в рамках реализации Приказа Министерства образовании и науки Республики Бурятия от 27.03.2017 г № 501 «Об утверждении Комплекса дополнительных мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования в 2017 году».
В работе семинара приняли участие Дарима Дашиева, специалист МОиН РБ; Галина Малахова, заведующий лабораторией развивающего образования ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики»; Дарима Цыренова, заместитель начальника МКУ «Районное управление образования» МО «Закаменский район»; специалисты по дошкольному образованию, руководители и педагоги дошкольного образования г. Улан-Удэ, Закаменского, Джидинского, Хоринского, Кижингинского, Курумканского, Баунтовского, Окинского районов.
Дарима Дашиева представила информацию о том, как в дошкольных образовательных организациях нашей республики решается требование Федерального закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на основе индивидуализации.
Галина Малахова обсудила с участниками семинара современные тенденции развития образования, основные тренды образовательной сферы на двадцатилетнем горизонте; навыки будущего и ключевые типы грамотности 21 века; «Чему учить» = «как учить»: насколько образование учитывает требования будущего? Участники семинара пришли к выводу, что необходимо пересмотреть образовательные подходы, процессы и форматы для того, чтобы дать детям возможность формировать навыки, необходимые для профессионального, общественного и личного успеха. В связи с этим обозначили проблему индивидуализации образовательной деятельности в дошкольном детстве как основное средство формирования различных культурных способов деятельности в обеспечении качественного дошкольного образования.
Вера Викулина, заведующий ДОУ «Солнышко» представила структуру детского сада по управлению образованием:
- Педагогическая академия.
- «Малый ученый совет», в котором работают воспитанники детского сада.
- Консультационный центр «Общественная приемная», в котором можно получить консультационную, методическую, педагогическую помощь в детском саду и в отдаленном доступе; передвижной дошкольный центр, в котором педагоги детского сада выезжают к детям в отдаленные гурты и др.
Ольга Петрова, старший воспитатель детского сада №3 «Солнышко» представила успешный опыт образования детей дошкольного возраста, обеспечивающий поддержку и сопровождение развития ребенка, с учетом его образовательных потребностей, интересов, способностей. При этом указала, что основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, в которой у детей возникает потребность и необходимость понять, принять и разрешить задачу. Образовательные ситуации поддерживают инициативы детей и могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества и т.д.
Большой интерес участников семинара вызвали традиции и педагогические ритуалы в образовании детей. Два раза в год проходят торжественные сборы детского сада с участием детей, педагогов, родительской общественности, с представителями от учредителя и социальных партнеров, где дети получают награды за достигнутые успехи в многообразных сферах деятельности. Прочно вошла в практику детского сада ланкастерская система, где дети более старшего возраста занимаются с малышами; детское тьюторство, утренние сборы, детские научно-практические конференции, клубы по интересам, и др.
Детский сад «Солнышко» работает в тесном взаимодействии с сельским детским садом, это объединение названо «Мы команда». Об эффектах такого взаимодействия рассказала Сэсэгма Цыпилова, заведующий МБДОУ «Улентуйский детский сад». Совместные педагогические советы, детские события, выезд в г. Закаменск и отдых в селе, спартакиады, концерты, спектакли и др. формы совместной деятельности коллективов детских садов, воспитанников и родителей позволяют расширить образовательное пространство каждого детского сада.
Участники семинара приняли участие в проектировании образовательных ситуаций, культурных практик, педагогических условий для индивидуализации образования в дошкольной организации, в работе экспертного совета.
Самым удивительным моментом и украшением семинара стала работа в студии открытого диалога, где участники семинара с детьми, членами Малого ученого совета, «на равных» обсуждали проблему организации развивающего пространства в детском саду. Дети дали «дельные» советы о том, что можно изменить в садике, как узнать взрослым, что дети хотят сделать и изменить; какие правила дети сами приняли, что нужно сделать взрослым, чтобы «вам было интереснее в садике»: это «экранный уголок, где можно написать письмо и сразу отправить» (необходимо совершенствовать информационную среду); хорошо в уголках укрытия, где можно скрыться от других (места уединения); побольше уголков для мальчиков и для девочек «чтобы у воспитателя не болела голова», «но девочки тоже играют у уголках для мальчиков, а мальчики у девочек», «уголок спортивности», «мне и так интересно»…
В завершении семинара участники поделились своими успешными находками, традициями, методами в обеспечении индивидуального подхода к детям, отметили необходимость в описании опыта работы коллектива МБДОУ №3 «Солнышко», разработке учебно-методического пособия для педагогов дошкольного образования.

Галина Малахова, заведующий лабораторией развивающего образования ГАУ ДПО РБ «БРИОП»