I международный конкурс-семинар «Урок родного языка»

конкурс семинарС 13 по 16 ноября 2017 года Елена Базарова, доцент кафедры ЭПиГУ принимала участие в качестве члена жюри I международного конкурса-семинара среди студентов педагогических колледжей, институтов и университетов «Урок родного языка», учредителями которого являются Министерство образования и науки Республики Бурятия, ГБПОУ «БРПК» и РОО «Ассоциация учителей бурятского языка и литературы.
Цель конкурса-семинара: развитие творческого и профессионального потенциала будущих учителей родного языка; выявление и поддержка творчески активных учителей родного языка и литературы, мотивированных на развитие новых образовательных практик, способствующих развитию и сохранению родного языка.
Задачи конкурса-семинара:
-развитие творческого и профессионального мастерства будущих учителей родного языка и литературы;
-повышение престижа преподавания родного языка и литературы;
-выявление инновационных авторских идей и распространение педагогического опыта лучших учителей родного языка и литературы;
-развитие сетевого взаимодействия учителей родного языка и литературы региональных и международных связей.
На торжественном открытии конкурса участников и гостей приветствовали Галина Фомицкая, I заместитель министра образования и науки РБ, Светлана Нимбуева, директор ГБПОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж», Ван Шу Эн и Лю Пэйн Чень, преподаватели Хулунбуирского университета г. Хайлар.
Участниками конкурса стали 18 представителей образовательных организаций Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, Монголии и Китая.
Конкурс проходил в три этапа.
1 этап: «Визитная карточка». Данное конкурсное испытание включала в себя приветствие участников конкурсов, творческую презентацию об уникальности, красоте и богатстве родного языка.
2 этап: «Фрагмент урока». На данном этапе участники в течение 20 минут показывали урок в соответствии с заявленной темой. В рамках урока продемонстрировали инновационность, оригинальность подхода к решению проблем, соответствие форм, методов, средств обучения теме и возрасту учащихся, умение активизировать детей, рациональное использование времени урока, культуру и качество речи.
3 этап: «Образовательное погружение в культурные образцы «Педагогика живой традиции». Форматом данного этапа явилась творческая демонстрация обычая своего народа. При помощи детей-волонтеров в течение 20 минут конкурсант должен был подготовить и раскрыть глубокий смысл культурной и духовной жизни своего народа с элементами театрализации по выбранной участником конкурса теме, продемонстрировав при этом оригинальность идеи, качество постановки, речевое богатство.
Победителем, обладателем Гран При Конкурса стала Лхагважаб Алтанчимэг, студентка 4 курса факультета начального образования Архангайского педагогического института при МГУО.
Также в рамках Конкурса прошел семинар «Инновационные подходы в обучении родному языку и литературе на современном этапе», в котором приняли участие более 80 представителей регионов России, Монголии и Китая. Семинар способствовал плодотворному обмену информацией и результатами научных исследований между учеными регионов Российской Федерации и стран Ближнего и Дальнего Зарубежья. В ходе его работы были обсуждены актуальные вопросы, связанные с изучением, распространением и обобщением передового опыта по сохранению и развитию языков и культур:
- перспективы развития родных языков и культур;
- государственная политика поддержки, сохранения и развития родных языков;
- языковая идентичность в современном поликультурном пространстве: опыт различных регионов РФ и стран;
- проблемы подготовки и повышения квалификации учителей родного языка;
- опыт преподавания языков в образовательных организациях различного уровня;
- родной язык как инструмент воспитания патриотизма и толерантности, развития и сохранения духовного и материального наследия народов.
Обсудив широкий спектр вопросов в области функционирования, сохранения и развития родных языков, участники семинара отметили, что в условиях изменяющегося мира и глобализации, модернизации и реформирования российской системы образования, повышения его открытости, интеграции образования, науки и предпринимательства для поддержания языкового разнообразия необходимо проводить научно обоснованную и взвешенную языковую политику.
Участники семинара отметили его положительные результаты в аспекте расширения международного и междисциплинарного сотрудничества педагогов, исследователей и организаторов системы образования в области развития родного языка и литературы.
Исходя из вышесказанного, для практического обеспечения процесса сохранения и развития языков предложено:
- продолжить деятельность Ассоциации учителей родного языка и литературы по обобщению и распространению лучшего опыта учителей, созданию условий для обмена опытом, их активного участия в разработке и реализации стратегических задач в области развития родного языка и литературы;
- рассмотреть возможности деления классов на подгруппы при изучении родных языков, в т.ч. бурятского;
- совершенствовать систему подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей родных языков и литературы: возродить деятельность методической службы в системе дополнительного профессионального образования, способствовать овладению учителями разнообразных форм, методов и технологий преподавания (обучения), организации внеурочной деятельности по предмету, в т.ч. с использованием возможностей сетевого взаимодействия;
- обеспечить УМК по родному языку и литературе, соответствующих современным требованиям;
- организацию и проведение международного конкурса вывести за пределы Республики Бурятия (проведение очередного конкурса на родине победителя);
- опубликовать материалы по итогам международного семинара в бумажном и электронном вариантах;
- отметить положительный эффект совместной работы участников семинара в определении новых подходов к решению проблем, задач обучения и преподавания родных языков и литературы и провести семинар «Инновационные подходы обучения родному языку и литературе на современном этапе» в 2018 году.

Елена Базарова, к.п.н., доцент кафедры ЭПиГУ