17 июня 2020 г. лаборатория развития бурятского языка и литературы БРИОП совместно с РОО «Ассоциация учителей бурятского языка и литературы РБ» провела республиканский онлайн-семинар для учителей бурятского языка и литературы по теме «Буряад хэлэ болон уран зохёол сүлжээ холбооной аргаар заалга»/ «Технологии дистанционного обучения бурятскому языку и литературе».
В семинаре-практикуме приняли участие 99 учителей бурятского языка и литературы Курумканского, Еравнинского, Баргузинского, Закаменского, Кижингинского, Тункинского, Бичурского, Кяхтинского, Мухоршибирского, Заиграевского, Кабанского, Селенгинского, Прибайкальского, Баунтовского, Иволгинского, Хоринского районов, а также г. Улан-Удэ.
Проведение семинара было направлено, в первую очередь, на обсуждение, обмен и распространение лучшего опыта преподавания бурятского языка и литературы в школе в условиях дистанционного обучения. Так, в ходе семинара был представлен опыт использовании учителями различных интересных освоенных ими интернет-ресурсов, необходимых для организации коллективной, групповой и индивидуальной работы с обучающимися в дистанционном режиме обучения, проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, организации обратной связи средствами дистанционных технологий.
В начале семинара со вступительным словом выступил Цыренов Владимир, д.пед.н., ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП», который отметил своевременность проведения онлайн-семинара для учителей-родноведов, посвященного дистанционным технологиям, подчеркнул важность положительных тенденций освоения педагогами новых средств обучения школьников в современной образовательной ситуации. Участников семинара от лица Ассоциации учителей бурятского языка и литературы приветствовала Лхасаранова Баирма, декан факультета бурятского языка и национальной культуры БРПК, доцент ВИ БГУ, д.пед.н.
Выступление Цырендоржиевой Баирмы, зав. лабораторией развития бурятского языка и литературы БРИОП, доцента ВИ БГУ, к. филол.н., было посвящено особенностям организации дистанционного обучения бурятскому языку и литературе в условиях современной цифровой образовательной среды. Ею был сделан обзор имеющихся бурятоязычных ресурсов, а также различных интернет-платформ, которые можно использовать, а также на которых можно создавать собственные учебные материалы по бурятскому языку и литературе. Об опыте организации учебно-воспитательного процесса по дистанционному обучению по бурятскому языку и литературе в условиях сельской школы района рассказала Дондокова Соелма, зам. директора по УР, учитель бурятского языка и литературы Сосново-Озерской СОШ №1 Еравнинского района.
Интересным опытом использования различных интернет-ресурсов для обучения бурятскому языку и литературе поделилась Ахаржанова Баярма, учитель бурятского языка и литературы Толтойской СОШ Тункинского района. Она рассказала о разработке разных форм закрепляющих и проверочных тестовых упражнений по бурятскому языку с использованием ресурсов https://onlinetestpad.com/. Кроме того Баярма Викторовна поделилась опытом применения материалов электронного учебника бурятского языка
«Эхэ хэлэн» буряад хэлэнэй сахим һураха бэшэг», размещенного на сайте https://buryadxelen.com/.
Интерес учителей вызвало выступление Ванзатовой Гэрэлмы, учителя бурятского языка МАОУ «СОШ № 32 г. Улан-Удэ», которая подробно описала использование платформы Zoom при изучении бурятского языка в условиях дистанционного обучения. Вниманию участников было представлено использование в учебном процессе практически всех возможностей этого ресурса: онлайн-занятие, обратная связь, работа в группах, использование аудио-, видеоматериалов и т.д. О применении чат-технологий на уроках бурятской литературы рассказала Шарланова Наталья, учитель бурятского языка и литературы МБОУ «Гаргинская СОШ» Курумканского района. Кроме того педагог создает онлайн-тесты по бурятской литературе на платформе https://www.testwizard.ru/. Также Наталья Шарланова активно использует на уроках литературы имеющиеся в интернет-пространстве фильмы, посвященные бурятским поэтам и писателям.
Вызывает уважение коллег глубокое освоение педагогами, в частности Ванжиловой Баярмой, учителем бурятского языка МАОУ «СОШ №37» г. Улан-Удэ, интернет-ресурсов, позволяющих выстроить процесс обучения в целом: представлять новый материал обучающимся, тренировать, тестировать их, а также подводить итоги с использованием, напрмер, онлайн-таблиц https://videouroki.net/, https://drive.google.com/drive/my-drive. Об опыте применения электронных ресурсов https://buryadxelen.com/, https://nom.buryat-lang.ru/, http://www.urlw.ru/w.nomoihan.com для организации дистанционного обучения по бурятскому языку как второму рассказала Базарова Дичигма, учитель бурятского языка МАОУ «Бурятская гимназия №29» г. Улан-Удэ.
Подводя итог выступлениям учителей бурятского языка и литературы, надо подчеркнуть, что за достаточно короткий период дистанционного режима обучения они освоили, разрабатывают и используют материалы как для открытия новых знаний, тренировки, закрепления, так и для проверки, контроля усвоения знаний, умений и навыков. В этом отношении надо отметить, что по бурятскому языку и литературе по сравнению с другими учебными предметами филологического блока нет многообразия готовых, разработанных федеральными порталами интернет-ресурсов.
Во второй части онлайн-семинара Энкеева Бэлигма, руководитель Центра цифровых компетенций ГБПОУ «БРПК», подробно, детально и наглядно представила платформу CMART Learning Suite Online. В ходе интерактивной работы с участниками семинара она показала все возможности и преимущества данного ресурса для достижения образовательных целей. В частности, этот сервис предлагает пакет по организации совместной работы во время онлайн трансляции урока, позволяет загружать уроки в форматах PowerPoint, PDF или Notebook и превращать статичные слайды в динамические интерактивные задания. Так, в презентации можно добавлять игровые активности на основе уже имеющихся шаблонов, а также проводить голосование и тестирование (организовать обратную связь) прямо во время урока. Кроме того здесь можно использовать раздаточные материалы с возможностью онлайн-проверки результативности обучающихся, создавать совместную работу в едином цифровом пространстве, загружать учебные видеоролики с YouTube, а также редактировать загруженные уроки. Участники семинара отметили многофункциональность и универсальность представленной платформы.
В заключение семинара, учителя обменялись мнениями по поводу проведенного мероприятия, а также поступил ряд предложений по учебному обеспечению преподавания бурятского языка и литературы в условиях дистанционного режима обучения. Участниками было поддержано поступившее предложение о создании телешколы онлайн
по бурятскому языку и литературе для обучающихся по направлению «Бурятский язык (как родной) и литература». Так, в ходе обсуждения было решено создать авторские группы для съемки телеуроков по бурятскому языку и литературе, обратиться в Министерство образования и науки Республики Бурятия с просьбой поддержать инициативу учителей, оказать организационную помощь. Что касается направления «Бурятский язык государственный», было принято решение обобщить и систематизировать накопленный учителями опыт по разработке учебных материалов по бурятскому языку с последующим размещением ссылок на материалы на одном из республиканских образовательных интернет-ресурсов.
В целом, нужно отметить, что прошел плодотворный и актуальный диалог учителей бурятского языка и литературы, который показал передовой опыт и успешные практики учителей-родноведов в условиях современной цифровой образовательной среды, позволил выделить перспективные направления работы педагогов с использованием дистанционных технологий.
Баирма Цырендоржиева, заведующий лабораторией
развития бурятского языка и литературы БРИОП
{gallery}/2020/17-06-20{/gallery}