Круглый стол Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Основными направлениями совершенствования системы православного воспитания детей раннего и дошкольного возраста являются:

    создание программ духовно-нравственного воспитания в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях;
    развитие сети православных дошкольных групп и детских садов;
    становление учреждений социальной реабилитации, использующих духовно-нравственное воспитание  как средство коррекции развития и поведения детей дошкольного возраста;
    возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи.

Стандартизация православного дошкольного образования приводит все формы, методы и приемы работы с детьми к одному знаменателю, показывая векторы работы по данному направлению. В связи с этим, особую важность приобретает разработанный Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации «Православный компонент основной образовательной программы дошкольного воспитания».

Галина Малахова, заведующий лабораторией развивающего образования   при кафедре развития образовательных систем Бурятского республиканского института образовательной политики отметила, что идеологической и методологической основой стандарта общего образования всех уровней является «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В Концепции определены базовые национальные ценности и, как цель ее реализации, овладение детьми и молодежью личностной, семейной и социальной культурой.

Галина Малахова указала, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Введение профессионального стандарта «Педагог» требует владение знаниями и умениями по общепедагогическим функциям в обучении, воспитательной и развивающей деятельности, что требует от педагогов проектирования  системной образовательной деятельности, разработки программ и инновационных проектов по приобщению к культурным ценностям и практикам.

Галина Хальчицкая, заведующий федеральным казенным дошкольным образовательным учреждением №42 «Сказка» г. Улан-Удэ поделилась размышлениями об определении понятия «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории м на основании культурных традиций Православия. Практически никто, даже люди, исповедующие атеизм, не возражают против того, что подрастающее поколение должно воспитываться духовным и нравственным. Только вот вопрос — что же под этим понимается? Ответов, в зависимости от мировоззрения каждого конкретного человека, очевидно, будет множество. Соответственно и методик воспитания будет множество. Термин «воспитание» в православии имеет также существенное отличие от светского значения этого слова. Само слово происходит от глагола «питать» и имеет, помимо других, значение «вскармливать, взращивать». Это значение слова указывает на то, что в воспитании присутствует принципиально важная сторона — «взращивание» души. Состояние души определяет духовность и нравственность человека, если в душе не взросли и не укрепились семена добродетели, нет крепкого фундамента для нравственных норм, человек может стать легкой добычей порочных страстей и здесь не помогут ни энциклопедические знания, ни внешне усвоенные нормы поведения.

Галина Хальчицкая поделилась опытом работы и традициями детского сада по духовно-нравственному воспитанию с детьми и родительской общественностью.

Большой интерес вызвал уклад жизнедеятельности детей, традиции и опыт работы негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Иван да Марья» Улан-Удэнской и Бурятской Митрополии, который представили воспитатели  Марина Желибо, Наталья Сенаторова. Воспитатели отметили, что самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей, и у взрослых искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Системная работа с родителями покажет важность и «самоценность» дошкольного детства в усвоении социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Необходимо помочь родителям осознать что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Маргарита Егорова, старший воспитатель МАДОУ «Лесная сказка» п. Каменск Кабанского района, Елена Вершинина, музыкальный руководитель ФКДОУ №42 «Сказка» г. Улан-Удэ представили программы по духовно-нравственному воспитанию; Светлана Пантелеева, заведующий и Ольга Кудасова, старший воспитатель МАДОУ «Колобок» п. Онохой Заиграевского района представили инновационные проекты работы в данном направлении. Елена Хохлова, воспитатель МАДОУ № 87 «Улыбка» г. Улан-Удэ поделилась опытом организации познавательно-исследовательской деятельности.

Участники круглого стола обсудили проблемы духовно-нравственного воспитания детей, отметили, что нравственность должна быть основана на вере, на приобщении к культурным традициям своего народа, а не на чуждых традициях, которые культивируются в образовательных учреждениях, таких как, например, празднование «хэллоуиа».

Результатом работы Круглого стола стали принятые рекомендации:

    расширить программно-методическое сопровождение процесса духовно-нравственного воспитания детей через подготовку и публикацию учебно-методических пособий, методических рекомендаций, дидактических пособий и создать экспертный совет, в который войдут педагоги и представители духовенства;
    организовать конкурсы, фестивали, педагогические мастерские, чтения и другие события для педагогов и детей с целью выявления лучших практик, распространения успешного опыта и вовлечения родительской общественности в процесс духовно-нравственного воспитания;
    опубликовать материалы конкурсов по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи на основах православной культуры 2014г. и 2015 годов.

Подведение итогов Конкурса по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи на основах православной культуры и торжественная церемония награждения завершила работу круглого стола.



Итоги Конкурса по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи на основах православной культуры.

Лучшая программа по духовно-нравственному воспитанию

    Егорова Маргарита Евгеньевна-диплом победителя в номинации «Лучшая программа по духовно-нравственному воспитанию»
    Вершинина Елена Анатольевна – диплом победителя в номинации «Лучшая программа по духовно-нравственному воспитанию»

Лучшая методическая разработка

    Гаськова Светлана Семеновна-диплом победителя в номинации «Лучшая методическая разработка»
    Локтионова Галина Витальевна - диплом лауреата в номинации «Лучшая методическая разработка»
    Шадрина Маргарита Борисовна-диплом участника в номинации «Лучшая методическая разработка»
    Мананкова Елена Олеговна- диплом участника в номинации «Лучшая методическая разработка»
    Горюнова Наталья Викторовна- диплом участника в номинации «Лучшая методическая разработка»
    Берлинг Марина Владимировна-диплом участника в номинации «Лучшая методическая разработка»

Лучшая инновационная разработка

    Петрова Татьяна Андреевнам - диплом победителя в номинации «Лучшая инновационная разработка»
    Пантелеева Светлана Николаевна, Кудасова Ольга Викторовна, Сафронова Оксана Геннадьевна - диплом победителя в номинации «Лучшая инновационная разработка»
    Калашникова Татьяна  Феоктистовна,  Жиракова Вера Ефимовна -диплом победителя в номинации «Лучшая инновационная разработка»
    Усикова Анна Геннадьевна-диплом лауреата в номинации «Лучшая инновационная разработка»
    Грязнова Татьяна Михайловна, Сысюк Татьяна Петровна-диплом лауреата в номинации «Лучшая инновационная разработка»
    Хохлова Елена Петровна – диплом участника в номинации «Лучшая инновационная разработка»
    Ульяненко Светлана Сергеевна-диплом участника в номинации «Лучшая инновационная разработка»
    Гонтова Ольга Яковлевна-диплом участника в номинации «Лучшая инновационная разработка»
    Гатапова Светлана Жигжитовна- диплом участника в номинации «Лучшая инновационная разработка»

Организация духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения

    Желибо Марина Анатольевна, Сенаторова Наталья Андреевна-диплом победителя в номинации «Организация духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»
    Хальчицкая Галина Григорьевна - диплом победителя в номинации «Организация духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»
    Ревуцкая Людмила Евгеньевна- диплом лауреата в номинации «Организация духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»
    Воронина Ольга Фавзеевна - диплом лауреата в номинации «Организация духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»
    Салихова Светлана Викторовна, Серебренникова Ирина Фѐдоровна- диплом лауреата в номинации «Организация духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»
    Доржиева Туяна Доржиевна, Колмакова Антонина Никифоровна,   Никитенко Светлана Анатольевна, Игумнова Зинаида Николаевна,  Апханова Долгор Николаевна - диплом лауреата в номинации «Организация духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»



«Лучшая методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики»

1.Зарубина Людмила Георгиевна – диплом лауреата в номинации  «Лучшая методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики»