Основы религиозных культур и светской этики

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на следующих принципах: единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования и т.д. (статья, п. 3, 4).
Среди государственных документов, определяющих приоритетное значение формирования знаний по религиозной культуре и истории религии народов России, необходимо отметить Концепцию национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 03 августа 2006 г. № 201). В Концепции акцентировано внимание на важность сохранения единства федерального, культурного, образовательного и духовного пространства, консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию.
В частности, в документе подчеркивается, что национальная образовательная политика Российской Федерации направлена на создание оптимальных условий для этнокультурного развития юных граждан РФ и преследует триединую цель:
1)     создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтнической России;
2)     содействие средствами образования политике российского государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;
3)     создание необходимых условий, обеспечивающих формирование этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной  тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют важное значение. Характер светской школы определяется ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания юных граждан России, остается весьма значимым, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательном учреждении несет в себе необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.
Формируя единое воспитательное пространство России, государство обращается к традиционным духовно-нравственным ценностям российского общества: в общеобразовательных школах вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения начальной и основной школы обозначена образовательная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки РФ
Методическое письмо от 08.07.2011 г.docx
Приказ по ОРКСЭ МОН-П-3127 от 11.11.2011.pdf
Приказ № 69 от 31.01.12  по ОРКСЭ.docx
Приказ №74 от 01.02.12.docx
Расп.№ 84-р План введения в образовательную систему РФ ОРКСЭ.doc
Информационная справка о введении курса ОРКСЭ.docx
Письмо о введении учебного курса 08-250.pdf

Введение курса ОРКСЭ в Республике Бурятия 
О введении нового комплексного учебного курса
Решение коллегии
Первые итоги введения курса ОРКСЭ в Республике Бурятия

Методическое сопровождение курса ОРКСЭ
Литература и интернет - ресурсы
Методология и основы методики курса ОРКСЭ
УМК ОРКСЭ учебники

БРИОП: Реализация программы подготовки педагогов к преподаванию курса ОРКСЭ
Лекция Концептуальные методические подходы в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Лекция Понятие «концепт» в методической системе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Образовательная программа "Актуальные вопросы преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ в контексте ФГОС"