Основы религиозных культур и светской этики

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на следующих принципах: единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования и т.д. (статья, п. 3, 4).
Среди государственных документов, определяющих приоритетное значение формирования знаний по религиозной культуре и истории религии народов России, необходимо отметить Концепцию национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 03 августа 2006 г. № 201). В Концепции акцентировано внимание на важность сохранения единства федерального, культурного, образовательного и духовного пространства, консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию.
В частности, в документе подчеркивается, что национальная образовательная политика Российской Федерации направлена на создание оптимальных условий для этнокультурного развития юных граждан РФ и преследует триединую цель:
1)     создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтнической России;
2)     содействие средствами образования политике российского государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;
3)     создание необходимых условий, обеспечивающих формирование этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной  тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют важное значение. Характер светской школы определяется ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания юных граждан России, остается весьма значимым, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательном учреждении несет в себе необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.
Формируя единое воспитательное пространство России, государство обращается к традиционным духовно-нравственным ценностям российского общества: в общеобразовательных школах вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения начальной и основной школы обозначена образовательная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки РФ

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 19.12.2012 г. № 1067
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных перечней учебников  от 31 марта 2014 г. № 253
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О реализации курса ОРКСЭ» от  21.04.2014 г. № 08-516
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2015 г. № 08-461 о направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ
  5. Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации  от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Архив
1.Приказы МОиН РФ по ОРКСЭ
2.О введении нового комплексного учебного курса
3.Первые итоги введения курсов ОРКСЭ в РБ

Методическое сопровождение курса ОРКСЭ
1.УМК ОРКСЭ
2.Интернет ресурсы ОРКСЭ
3.Лекция Пути реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
4.Лекция Христианские (православные) темы, мотивы и образы в контексте школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики»