Cъезд представителей общественно-профессиональных сообществ

25 -26 сентября 2018 года в Российской академии образования прошел съезд представителей общественно-профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов «Физика», «Биология», «Иностранный язык» (Английский язык, Французский язык, Испанский язык, Китайский язык). Съезд собрал представителей более чем из 35 субъектов Российской Федерации. РАО совместно с Министерством просвещения Российской Федерации организовала обсуждение актуальных вопросов в рамках изменений в системе образования, предусматриваемых основными стратегическими документами и изменениями в системе управления.
За два дня проведения его участниками стали более 450 делегатов из 47 субъектов Российской Федерации.
В работе съезда приняли участие представители общественно-профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов, преподаватели и руководители общеобразовательных организаций, преподаватели и руководители образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, реализующие программы подготовки и повышения квалификации учителей, сотрудники научных организаций, специалисты методических служб, региональных учебно-методических объединений, институтов развития образования и органов управления образованием различных уровней.
Приветственное слово от лица президента Российской академии образования Людмилы Алексеевны Вербицкой в адрес участников съезда зачитал заместитель президента РАО Виктор Басюк. В своем приветственном послании Людмила Вербицкая отметила, что «общественно-профессиональные учительские сообщества выступают как формой профессионального диалога, так и механизмом профессионального роста в системе современного общего образования в нашей стране. Кроме того важным направлением предстоящего профессионального разговора является роль общественно-профессиональных сообществ учителей в профессиональном развитии молодых педагогов. Система наставничества и преемственности, сложившаяся в российских школах, всегда была одной из сильных сторон отечественной системы общего образования». Президент РАО пожелала участникам съезда плодотворной работы.
Открыла пленарное заседание заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Жанна Садовникова. В своем выступлении она обозначила приоритетные направления национального проекта в сфере образования, в реализации которых немаловажную роль играют сетевые сообщества.
Заместитель президента РАО Виктор Басюк рассказал о результатах деятельности общественно-профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов за последние два года, а также обозначил роль Российской академии образования в этих процессах.
Опытом создания, организации, функционирования общественно-профессиональных сообществ поделились представители различных субъектов Российской Федерации. Так, заместитель руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Наталья Салогубова рассказала о возможностях общественно-профессиональных сообществ в помощи профессионального роста педагога. Ректор Института развития образования Ярославской области Ангелина Золотарева, ректор Рязанского института развития образования Андрей Кашаев сообщили об опыте деятельности общественно-профессиональных сообществ в своих регионах. О деятельности ассоциаций учителей и преподавателей учебных предметов подготовили доклады председатель Координационного совета ООО «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова, председатель РОО «ЕНАП» Екатерина Морозова, член межрегиональной ассоциации учителей географии Наталья Лобжанидзе.
На пленарном заседании также выступила заведующий кафедрой русского языка как иностранного Московского педагогического государственного университета Елизавета Хамраева с докладом на тему «Исследования международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы: билингвальное образование в России и в мире».
В рамках панельных дискуссий «Пространства профессионального развития учителя в обеспечении качества образовательных результатов школьника» и «Общественно-профессиональные сообщества учителей учебных предметов в системе образования» делегаты съезда обсудили приоритетные направления государственной политики в сфере общего образования, роль общественно-профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов в системе образования, содержательные аспекты деятельности ассоциаций.
В ходе работы съезда были сформулированы актуальные тенденции развития деятельности общественно-профессиональных учительских сообществ, обозначены ориентиры развития учебных предметов.
Во второй день состоялись три тематические секции: «Физика», «Биология», «Иностранные языки», каждая из которых стали платформой для обсуждения актуальных проблем преподавания представленных учебных дисциплин и презентацией опыта работы ассоциаций учителей и преподавателей данных учебных предметов. В рамках работы секций было проведено по два заседания.
На секции «Физика» обсудили качество преподавания учебного предмета и наметили пути его совершенствования. Важным аспектом стало обозначение роли общественно-профессиональных сообществ в названных направлениях. Отдельно выделили проблемы преподавания «Астрономии».
Модераторы и докладчики секции «Биология» поставили вопрос о создании всероссийской организации учителей биологии, которая станет средством повышения качества биологического образования в России.
В ходе работы секции «Иностранные языки» поднимались вопросы связанные, как с перспективами развития данной предметной области, так и с деятельностью общественно-профессиональных сообществ для реализации поставленных целей.
По итогам работы съезда была принята резолюции, в которой отмечается консолидирующая роль общественно-профессиональных сообществ в системе государственно-общественного управления образованием. Также резолюция определяет ассоциации учителей-предметников, как важнейший элемент модернизации системы образования.