О проведении образовательного события «Мир без границ»


23 мая на базе МАДОУ №173 «Росинка» г. Улан-Удэ прошло образовательное событие «Мир без границ», организованное кафедрой педагогики и психологии детства ГАУ ДПО РБ «БРИОП» совместно с МАДОУ №173 «Росинка», МБДОУ №35 «Алые паруса».
Масштабный инновационный проект «Английская группа развития» стартовал в Республике Бурятия в феврале 2015 года по инициативе Института проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Министерства образования и науки РБ и научно-методическим сопровождением Бурятского республиканского института образовательной политики.
Суть проекта в создании трилингвальной среды развития дошкольников (бурятский, русский, английский языки) в условиях детского сада, погружение их в межкультурное пространство, развитие общих способностей детей: коммуникативных, познавательных, регулятивных, основанных на интеграции образовательных областей и специфических видов детской деятельности с сохранением ведущей роли речевого компонента. В основе проекта: образовательная технология «Key to learning» Галины Доля, разработанная на основе культурно-исторической концепции развития личности Л.С. Выготского, деятельностного подхода, теории развития способностей Л.А. Венгера, Н.Е. Веракса. Технология «Key to learning» отличается от других технологий тем, что переносит фокус с содержания образования (чему учить) на культурные средства (как учить) и предлагает проблемные, игровые, специально смоделированные учебные ситуации, способствующие развитию общих способностей, поддержке инициатив детей. Реализация проекта также требует от педагогов умения работать в «зоне ближайшего развития» ребенка, создавая провокации в среде, обсуждая проблемы, и совместно с детьми проектируя задачи, формы и средства для их решения. Ребенок активен и самостоятелен в выборе содержания образования, позволяющих ему конструктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, и отнюдь не только в игровой деятельности. Трилингвальная среда (русский, бурятский, английский языки) погружает ребенка в межкультурное пространство, способствует приобщению к национальной культуре, вхождению в социум, решению проблем параллельного становления языковой и общих способностей. Важно то, что ребенок осваивает иностранный язык, культуру другого народа с помощью родного языка, связывая смысл незнакомых слов с известными ему предметами и явлениями окружающего мира, на основе благоприятного (сензитивного) периода дошкольного детства.
За время введения и реализации проекта было проведено ИПОП «Эврика» три очных семинара в г. Улан-Удэ, пятнадцать дистанционных семинаров на сайте Eurekanet.ru., изучен опыт практического использования образовательной технологии «Key to learning» за рубежом. Разработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие реализацию проекта, размещены рабочие материалы, образовательные продукты для публичной экспертизы на сайте ИПОП «Эврика» десяти пилотных дошкольных организаций определенных МОиН РБ и ГАУ ДПО РБ «БРИОП». В рамках проекта также проводились регулярные творческие встречи, рабочие пробы в пилотных детских садах.
На базе МАДОУ №173 «Росинка» прошло итоговое мероприятие, в котором приняли участие руководители педагоги, дети, родители пилотных детских садов. Пилотами были представлены интересные, содержательные события: «Американская семья Густафсон в Бурятии в гостях на телепередаче «Спокойной ночи малыши!» (детский сад № 15 «Радуга»); «БИ – YOU – МИР» (детский сад № 35 «Алые паруса»); "Юные помощники Шерлока Холмса" - " Young helpers of Sherlock Holmes" (детский сад № 47 «Ёлочка»); «Шэдитэ hэеы гэр» - «Волшебная юрта» (детский сад № 56 «Теремок»); The Game - пазл «Домашние животные» (детский сад № 89 «Журавлёнок»); «Выбери! Just do it! Мэдэ!» (детский сад № 91 «Строитель»); «Путешествие в мир Волшебных сундучков» (детский сад № 104 «Зорька»); «Magik Mandala» (детский сад № 173 «Росинка»); «Веселая ферма» (детский сад «Берёзка» п. Иволгинск). Дети активно занимались, играли, общались на трех языках (русском, бурятском, английском) не только на своей площадке, но и на площадках других детских садов, которые развернулись в разных кабинетах, рекреациях, группах «Росинки». Образовательное событие завершилось на стадионе общим флэш-мобом детей и взрослых.
Во второй половине дня развернулась «студия открытого диалога», где приняли участие Раиса Карпова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГАУ ДПО РБ «БРИОП», Арюна Абидуева, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО РБ «БРИОП», Зинаида Лопсонова, к.п.н., зав. кафедрой ПНДО Педагогического института БГУ, Оксана Дареева доцент кафедры бурятского языка и методики преподавания Восточного института БГУ, руководители, старшие воспитатели, учителя английского, бурятского языков, педагоги ДОО, СОШ. В студии обсуждались проблемы и перспективы проектирования билингвальной, трилингвальной среды развития дошкольников в рамках проекта, вопросы моделирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, обоснованности управленческих решений в отношении создания материально-технической базы, развивающей среды, подбора необходимых кадров и т.д.
Было решено продолжить работу, организовать творческую группу из руководителей, педагогов-практиков, научного сообщества; регулярно собираться на методических объединениях, для просмотра и обсуждения событий, занятий, конструктивного и своевременного решения различных проблем; проведения мониторинга речевых, коммуникативных, общих способностей детей; создания информационного банка методических материалов; разработки «Дорожной карты» по дальнейшей реализации проекта на 2018-2020 гг. Также необходимо диссеминировать опыт, издать учебно-методическое пособие из опыта работы пилотных площадок по проектированию билингвальной, трилингвальной среды развития дошкольников (октябрь 2018 года).
Желаем дальнейших творческих успехов организаторам и участникам проекта!

Раиса Карпова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГАУ ДПО РБ «БРИОП».
{gallery}gallery/25052018{/gallery}