О Республиканском научно-практическом семинаре «Лучшие образовательные практики приобщения детей дошкольного возраста к культуре семейских РБ (на примере детского сада «Подснежник»)»

15 марта 2018 года в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Подснежник» с. Бичура состоялся республиканский научно-практический семинар «Лучшие образовательные практики приобщения детей дошкольного возраста к культуре семейских Республики Бурятия (на примере детского сада «Подснежник»)».
Семинар организован региональной общественной организацией «Общество культуры семейских Республики Бурятия» совместно с МУ «Районное управление образованием» МО «Бичурский район» при научно-методической поддержке ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
В работе семинара приняли участие Олег Федоров, глава администрации МО «Бичурский район»; Владимир Цыренов, ректор ГАУ ДПО РБ «БРИОП», д.п.н.; Николай Иванов, начальник МУ «Районное управление образования» МО «Бичурский район»; Сергей Петров, председатель совета РОО «Общество культуры семейских РБ», член Общественной палаты РБ; Светлана Васильева, директор научной библиотеки Бурятского государственного университета, д.и.н.; Ирина Фетисова, начальник МКУ «Районное управление образования» МО «Мухоршибирский район»; Галина Малахова и Раиса Карпова, сотрудники кафедры развития образовательных систем «БРИОП», руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций Республики Бурятия.
Работа семинара прошла на базе детского сада «Подснежник», который является победителем I республиканского фестиваля «Лучшие образовательные практики приобщения детей дошкольного возраста к культуре семейских». Педагогический коллектив детского сада представил практическую деятельность по реализации учебно-методического комплекта «Цветок в янтаре». Вниманию участников семинара были представлены образовательные события с детьми; детско-взрослые проекты, в том числе, в интеграции с другими образовательными организациями; обогащенная развивающая предметно-развивающая среда; в «видеосалоне» демонстрировались видеосборники образовательных событий; на ярмарке учебно-методических, дидактических материалов по приобщению детей к культуре семейских была представлена возможность ознакомиться с разработанными материалами и приобрести их.
Активно прошла работа на дискуссионной площадке «Студия открытого диалога», на которой обсудили проблемы и перспективы в работе с детьми дошкольного возраста по приобщению к истории и культуре семейских. Всех участников семинара разделили на подгруппы: ареопаг, практики, мастера, представители родительской общественности и другие социальные институты. Игра «Ассоциации» позволил создать собирательный образ о семейских, о том, из каких источников информации создался этот образ. Символы учебно-методического комплекта «Цветок в янтаре»: лестовка, монисты, бабушкин сундук и запонка с застывшим янтарем напоминают нам об историческом и культурном наследии семейских. Комплект «рождался» на протяжении многих лет, учитывая предложения и замечания практиков, основываясь на теоретические основы в уникальном сотрудничестве педагогов детского сада с депутатами Народного Хурала, с Региональной общественной организации «Общество культуры семейских», «Бурятским республиканским институтом образовательной политики», «Бурятским государственным университетом».
В настоящее время проведена фактологическая и методическая экспертиза и подготовлены к печати несколько пособий УМК «Цветок в янтаре». Главная задача - воспитание ребенка в процессе различных культурных практик, ознакомление с локальной историей и культурой. Результат - дети могут стать носителями этой истории и культуры, которые умеют не только сохранять, но и актуализировать уходящие образцы в этой традиции, тем самым поддерживая ее и сохраняя.
Обсуждение актуальных вопросов по приобщению дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских позволило участникам выработать следующие решения:
• одобрить деятельность педагогического коллектива МБДОУ «Подснежник» с. Бичура по разработке и апробации авторских учебно-методических материалов «Цветок в янтаре» по приобщению детей дошкольного возраста к культурно-историческим традициям семейских Республики Бурятия;
• рекомендовать Правительству Республики Бурятия включение в Государственную программу Республики Бурятия «Развитие образования и науки» мероприятий по разработке учебно-методического комплекта по приобщению к культурно-историческим традициям семейских;
• рекомендовать Министерству образования и науки Республики Бурятия:
- разработать комплекс мер по организационному и научно - методическому сопровождению деятельности образовательных организаций по приобщению детей к культурно-историческим традициям семейских;
- определить республиканские базовые опорные площадки среди образовательных организаций по приобщению детей к культурно-историческим традициям семейских;
• рекомендовать ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» провести экспертизу разработанных учебно-методических и дидактических материалов по приобщению детей к культурно-историческим традициям семейских и подготовить материалы к публикации.

Галина Малахова, и.о. зав. кафедрой педагогики и психологии