О работе секции «Организация кадрового обеспечения региональных и муниципальных образовательных систем - элемент и необходимое условие образовательной инфраструктуры»

12 февраля 2018 года в рамках выездного заседания Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации в малом зале заседаний Народного Хурала Республики Бурятия состоялось заседание секции «Организация кадрового обеспечения региональных и муниципальных образовательных систем - элемент и необходимое условие образовательной инфраструктуры».
Заседание круглого стола возглавили Алексей Загребин, депутат Государственной Думы Российской Федерации - член Комитета Государственной Думы по образованию и науке, профессор Российской академии наук, доктор исторических наук и Александр Стопичев, председатель Комитета по социальной политике Народного Хурала Республики Бурятия.
В работе круглого стола приняли участие Сергей Заир-Бек, ведущий эксперт института образования НИУ-ВШЭ; Наталья Мотуренко, к.п.н, заместитель начальника Управления сопровождения аттестации руководящих кадров ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»; Галина Данилова, директор Центра подготовки педагогов по образовательным областям ГАОУ ДПО «Московский институт открытого образования»; Надежда Шайденко, заведующий Центром стратегического планирования развития образования, экспертизы и научного консультирования ГОУ ДПО Тульской области «ИПК ППРО ТО»; Михаил Черемных, директор АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевска Республики Удмуртия; Елена Миркина, региональный эксперт международной тьюторской ассоциации; Наталья Шибанова, заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края; Дмитрий Тумуров, председатель Комитета по труду Министерства экономики Республики Бурятия; Далай Галсанов, председатель Комитета развития сельских территорий и инвестиций Республики Бурятия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия; Жаргал Цыдыпов, начальник отдела кадровой и организационной работы Министерства образования и науки Республики Бурятия; Николай Мошкин, ректор ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», проректоры, деканы высших учебных заведений, директоры средних профессиональных организаций, начальники городских и районных управлений образования, руководители и педагоги образовательных организаций Республики Бурятия. Всего более 70 участников.
Работа круглого стола началась с торжественной церемонии награждения Благодарственными письмами Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации за многолетнюю плодотворную педагогическую деятельность и высокий профессионализм в деле воспитания подрастающего поколения Российской Федерации. Благодарственными письмами награждены Ульяна Афанасьева, председатель Комитета по образованию администрации г. Улан-Удэ; Туяна Доржиева, заведующий МАДОУ-центром развития ребенка №86 «Оюна» г. Улан-Удэ; Лариса Раднаева, учитель географии МБОУ «Енхорская СОШ» Джидинский район; Владимир Игнатьев, учитель физической культуры МБОУ «Кяхтинская СОШ №2»; Светлана Цыренжапова, учитель МБОУ СОШ №63 г. Улан-Удэ; Венера Шакталаева, учитель МБОУ «Зун-Моринская СОШ» Тункинский район.
Сергей Заир-Бек, ведущий эксперт Института образования НИУ-ВШЭ отметил, что в связи с социально-экономическими проблемами, российское образование за последние годы претерпело большие изменения. В настоящее время наблюдается резкое снижение количества абитуриентов в педагогические ВУЗы страны. К примеру, если в советские времена в педагогические институты ежегодно поступало около 70 тысяч человек, то сейчас поступающих насчитывается около 7 тысяч. Это связано отчасти с характером демографических процессов в стране, так и с положением отечественной системы образования в данное время. В этой связи отметим, что необходимо строить новые школы, ликвидировать двухсменный режим обучения детей, вести курс на омоложение педагогических кадров, на ориентацию изменения качества отечественного образования.
Наталья Мотуренко, заместитель начальника Управления сопровождения аттестации руководящих кадров ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», поделилась с практическим опытом подготовки управленческих кадров системы образования г. Москва. Она отметила особенности современного столичного образования: массовые образовательные результаты, удовлетворение запросов москвичей, высокое качество образования, подтвержденное результатами олимпиад, международных исследований, победами в различных конкурсах профессионального мастерства, в том числе для лиц с ОВЗ. Миссия современного директора школы: владеть образовательной политикой, быть ответственным за результат профессиональной деятельности всего педагогического коллектива, уметь создать условия. Изменился формат повышения квалификации директоров и заместителей директоров: традиционные лекционные занятия сменились панельными дискуссиями, проектными мастерскими, менторским сопровождением, публичной защитой управленческих проектов «Эффективный руководитель столичной системы образования». Срок реализации проекта, прошедшего защиту перед педагогическим коллективом - один год. Система аттестации также имеет новый формат: руководители проходят публичное тестирование, результаты которого размещаются на сайте. Докладчик акцентировала особое внимание на том, что столичное образование – открытое образование для всех.
Галина Данилова, директор Центра подготовки педагогов по образовательным областям ГАОУ ДПО «Московский институт открытого образования» представила доклад «Подготовка экспертов предметных комиссий ГИА как фактор качества образования». Большой интерес участников круглого стола вызвала информация об опыте привлечения экспертов Государственной итоговой аттестации для решения задач г. Москвы по достижению высоких образовательных результатов.
Докладчик проанализировала деятельность экспертов предметных комиссий с 2009 года по 2017 год по количественным и качественным показателям: от двух тысяч до семи тысяч человек; меняющийся портрет эксперта от имеющего опыт устной проверки эксперта-новичка, ориентированного на решение узких проблем в рамках предметной проверки до эксперта, готового работать в изменяющихся условиях, умеющего работать в команде, имеющего опыт оценивания не только в ГИА. Взращиванию экспертного сообщества способствовали такие формы работы как открытые селекторы Департамента образования, Мособрнадзора, публичные выступления в общественных палатах городского и федерального уровня, создание и поддержание активности групп в социальных сетях, публикации в СМИ, вебинары для руководителей образовательных организаций, культурно-просветительские акции «ЕГЭ: из года в год!» и др. Также она отметила, что среди новых вызовов наиболее важными являются:
• создание открытых каналов рекрутирования,
• повышение уровня предметных знаний,
• формирование функциональной грамотности.
В развитии образовательной среды города, отметила докладчик, есть все возможности для повышения образовательных результатов: сформированы и стабильно работают четкие и прозрачные механизмы: формульное финансирование школ, формульная оценка, формульная аттестация; активно развиваются городские проекты, создана и подкреплена необходимыми условиями реально действующая систем мотивации педагогических коллективов на хорошие результаты их учеников.
Надежда Шайденко, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий Центром стратегического планирования развития образования, экспертизы и научного консультирования рассказала о Региональной модели профессионального развития учителя как условии внедрения НСУР (Национальной системы учительского роста), выделив социально-значимые направления НСУР: внедрение современных программ подготовки, повышения квалификации и эффективного механизма материального и морального поощрения труда учителей, а также совершенствования системы оценки их квалификации. Новая модель аттестации, предусматривает оценку компетентности педагога на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). По результатам оценки обеспечивается персонифицированное повышение квалификации учителя, что является новой задачей, поскольку до настоящего времени, решалась задача массового повышения квалификации в связи с различными нововведениями или курсовой подготовки по тематике, актуальной для определенных групп работников образования. Поэтому в регионах необходимо решать задачи создания условий для профессионального развития учителей, разработки механизмов мотивации учителя к развитию и карьерному росту, обеспечения научно-методического сопровождения профессионального развития учителя, подготовки учителей к новой процедуре аттестации.
Михаил Черемных. директор автономного муниципального общеобразовательного учреждения «Гуманитарный лицей» г. Ижевска Республики Удмуртия обратил внимание участников круглого стола на мониторинг инфраструктур образования и кадровое обеспечение. При этом отметил, что «мониторить» по качеству инфраструктуры школ бесперспективно и кадровые проблемы являются также системными. Региональные и муниципальные системы образования, как указал Михаил Черемных, не существуют вне кадровой политики, т.к. качество образования может быть обеспечено только квалифицированными кадрами и сама система, сфера обучения, образования и подготовки кадров – это система развития человеческого потенциала. Качество школьного образования напрямую связано с другими элементами инфраструктуры, необходимы интеграция сфер, отказ от устаревшей классно-урочной системы. Привлечение в сферу образования «мастеров своего дела», не имеющих педагогического образования, будет способствовать повышению качества. Но для этого необходимо изменить нормативную базу в части требований к квалификации. Докладчик также отметил, что система подготовки педагогов для работы в школе безнадежно устарела, например, предложение о введении своеобразной «интернатуры» - реальной практики станет наиболее эффективным средством повышения профессиональной культуры педагогов.
Александр Стопичев, председатель Комитета по социальной политике Народного Хурала Республики Бурятия, отметил, что ФГОС предъявляет единые требования, а в каждом отдельном регионе ставятся разные цели, поэтому необходимы единые подходы, единые базовые нормативы, необходимо регулировать также целевое обучение. Также Александром Стопичевым была поднята проблема охвата детей дошкольным образованием с двух месяцев, волнующая молодых родителей. Им было высказано мнение: если государство предоставляет оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, значит им необходимо воспользоваться в пользу ребенка и семейного воспитания. Проблема ликвидации очередности в детские сады остается актуальной в Республике Бурятия. Также, охват детей дополнительным образованием представляет собой системную проблему как в организации, финансировании и обеспечении педагогическими работниками
Николай Мошкин, ректор ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» говорил о проблемах высшей школы, решение которых также зависит от Комитета ГД ФС РФ по образованию и науке. Механизм распределения контрольных цифр приема (КЦП) по направлениям подготовки специалистов предполагает участие регионов в определении цифр приема, с учетом потребностей региона по социально-значимым и приоритетным направлениям развития. Общий прогноз объема и структуры контрольных цифр проходит в Министерстве образования и науки РФ по согласованию с регионом, но на практике согласованные с регионом КЦП выделяются со значительным занижением. В целях совершенствования механизма распределения контрольных цифр приема рассмотреть возможность передачи части полномочий Министерства образования и науки РФ по поддержке социально-значимых и приоритетных направлений развития региона на сами регионы в части выделения КЦП, что позволит более эффективно решать вопросы взаимодействия «власть-бизнес-университеты». Трудоустройство выпускников педагогических направлений в МОУ и их закрепление требует комплексного решения проблемы кадрового обеспечения школ. В этой связи, Министерству образования и науки РФ следует рассмотреть возможность разработки государственной программы «Сельский учитель» по аналогии с программой «Земский доктор». Методика расчета базовых нормативных затрат на выполнение государственного задания должна учитывать региональную специфику. Ректор БГУ предложил разделить норматив на 2 части: на реализацию ФГОС по направлениям подготовки (ФОТ ППС, научно-исследовательская деятельность, учебно-лабораторный инструментарий, расходные материалы, пополнение библиотечного фонда, программное обеспечение и др.) и на обеспечение содержания имущественного комплекса (коммунальные платежи, налоги, услуги связи и транспорта, ФОТ вспомогательного персонала и др.) исходя из реальных затрат высшей школы.
В ходе обсуждения проблем, перспектив и тенденций развития образования, кадрового обеспечения региональных и муниципальных образовательных систем было высказаны различные мнения и конкретные предложения в адрес Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации.

Галина Малахова, зав. лабораторией развивающего образования
Раиса Карпова, старший преподаватель кафедры развития образовательных систем