О работе секции «Материально-техническая база как элемент образовательной инфраструктуры региональных и муниципальных образовательных систем»

12 февраля 2018 г. в конференц-зале №1 Национальной библиотеки РБ прошло заседание круглого стола «Лучшие региональные практики формирования образовательной инфраструктуры» в рамках выездного заседания Комитета по образованию и науке Госдумы РФ. Модератором секции «Материально-техническая база как элемент образовательной инфраструктуры региональных и муниципальных образовательных систем» был Алексей Силанов, депутат Госдумы РФ, член Комитета Госдумы по образованию и науке.
Работу секции Алексей Силанов начал с процедуры награждения Благодарственными письмами Комитета по образованию и науки ГД РФ шести лучших учителей РБ. Высокие награды получили Татьяна Александрова (МБОУ «Верхнекодунская СОШ» Кижингинского района), Татьяна Вишнякова (МАОУ «СОШ №1» г. Улан-Удэ), Вера Дагбаева (МАОУ «Лингвистическая гимназия №3» г. Улан-Удэ), Сэсэг Мункожапова (МАОУ «СОШ №42» г. Улан-Удэ), Надежда Овчинникова (МБОУ «Нижнее-Жиримская СОШ» Тарбагатайского района), Мария Самбялова (МАОУ «Орликская СОШ» Окинского района). С ответным словом от награжденных выступила Татьяна Вишнякова.
Далее Алексей Силанов определил цели и задачи работы секции, а затем предоставил слово депутату Народного Хурала РБ, заместителю Председателя Народного Хурала Вячеславу Ирильдееву. Вячеслав Ирильдеев поприветствовал участников работы секции от имени Народного Хурала РБ и отметил, что развитие инфраструктуры региональных и муниципальных образовательных систем должно опережать остальные направления социально-экономического развития регионов.
Затем с докладом от региона выступил Доржи Ангархаев, заместитель министра – Председатель Комитета экономики и кадровой политики Министерства образования и науки Республики Бурятия. Он подчеркнул, что одной из основных задач Минобрнауки Бурятии является именно обеспечение материально-технической базы образовательных организаций республики, создание необходимых условий качественного образования через инфраструктурные преобразования этих организаций.
Далее выступил Евгений Семченко, начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора. В своем докладе он заявил, что с 2018 года документооборот процедуры лицензирования для образовательных организаций системы общего, среднего, профессионального и дополнительного образования станет полностью электронным и максимально прозрачным, а также изменится периодичность проверок образовательных организаций и, что самое главное, их количество. Теперь конкретную образовательную организацию будут проверять не 1 раз в 3 года, а 1 раз в 5 лет.
Светлана Базавлук, заместитель начальника Отдела по труду и социальной политике Аппарата Законодательной Думы Томской области по труду и социальной защите, заострила внимание участников секции на рассогласованности нормативно-правовой базы образования.
Алексей Аксенов, директор ГОУ «Киреевская школа для детей, оставшихся без попечения родителей» (Тульская область) затронул проблему повышения заработной платы учителей. Рассказав об опыте Тульской области в разрешении этой проблемы, докладчик констатировал, что зарплата учителя должна зависеть, прежде всего, от того, как педагог работает над собой.
Максим Лозовский, заместитель генерального директора Корпорации «Российский учебник», в своем докладе обосновывал необходимость цифровой трансформации образования, поскольку цифровые технологии умножают пути получения знаний и диверсифицируют подходы к обучению.
Ольга Жукова, начальник Отдела экономики образования Центра стратегических разработок ГБОУ ВО «Академия социального управления» (Московская область), в своем докладе поделилась с опытом области в совершенствовании материально-технической базы образовательной инфраструктуры муниципальных образовательных систем, отметив, что проблемы, стоящие перед образовательными организациями Московской области и требующие поэтапного решения при помощи специальных государственных программ развития образования, во многом схожи с проблемами, например, Бурятии. К таким проблемам Ольга Жукова отнесла естественный прирост населения в возрасте до 18 лет, миграционный прирост, износ зданий школ почти у половины школ (более 45%), наличие второй смены, современные условия обучения не во всех образовательных учреждениях, недостаточный охват компьютерами обучающихся, недостаточную доступность электронных учебников.
Петр Селин, начальник ФГКОУ «Читинское суворовское военное училище МВД РФ (Забайкальский край) выступил с докладом, в котором подчеркнул важное значение в процессе повышения качества предоставления образовательных услуг именно материально-технического обеспечения.
Далее участники работы секции обсудили проблемы, поднятые в докладах выступающих. В этом обсуждении активное участие приняла Оксана Бухольцева, депутат Народного Хурала Республики Бурятия, директор МБОУ «СОШ №11» г. Северобайкальска, обратившая внимание собравшихся на оборотную сторону практики повышения заработной платы учителям и персоналу образовательных организаций республики и очевидную неотработанность механизма этого повышения. Кроме того, она выразила солидарность с выступлением Светланы Базавлук по вопросу рассогласованности, несостыковок федерального законодательства об образовании с нормами СанПин и требованиями муниципалитетов и различных проверяющих инстанций. Особенное возмущение по мнению Оксаны Бухольцевой вызывает практика штрафов, налагаемых на образовательные организации Роспотребнадзором. В конце своего эмоционального выступления Оксана Бухольцева задалась вопросом о том, почему нет комплексного подхода к образованию со стороны государства?
Подводя итоги работы секции, модератор Алексей Силанов подчеркнул необходимость исполнения всех положений Концепции развития образовании РФ на 2016-2020 годы, особенно в части обеспечения доступности дошкольного образования для всех детей дошкольного возраста, строительства новых и реконструкции всех старых образовательных организаций системы общего образования, развития государственно-частного партнерства в сфере образования, (отметим, что Алексей Силанов обозначил, что в работе секции очень мало говорили именно о ГЧП), развития федеральных, региональных и муниципальных программ территориального планирования (которые, по словам модератора «лежат в основе всего»), повышения качества образования (прежде всего через совершенствование соответствующей нормативной базы) и, конечно же, обеспечения безопасности образовательных организаций (которая, по его словам, не исчерпывается оградой, металлоискателями, сертифицированной охраной).


Дандар Доржиев, Елена Манданова, Сэсэг Бадиева (ГАУ ДПО РБ «БРИОП»)